Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

5 декабря 2021 г. 20:19

825

3.5 «Зита, Гита и все-все-все»

Не понимаю, зачем я взяла эту книгу в библиотеке. Возможно, все дело в ее объеме (всего-то 156 стр.), а я как раз искала что-то небольшое. Плюс интересное название и завлекательный слоган от Inspiria: «Очень индийская история». В действительности же мне, как это обычно бывает, наврали: да, события развиваются в Индии, но характерного колорита тут нет (ну не считать же за таковой несколько упоминаний сари!), действие вполне могло развиваться в любой другой стране, и ничего бы не изменилось.

Поразителен, конечно, талант ребят из Inspiria: они выбирают посредственные истории (все, что мне попадались от них, ничем особо не запомнились, и эта не исключение), но классно их оформляют. В итоге с книгой приятно физически контактировать, но только начнешь ее читать... «Тетушка, которая не умирает» – серая-серая история, тут нет ни красот стиля, ни интересного сюжета, ни ярких эмоций и психологически достоверных образов. Все максимально безлико. Быть может, в оригинале книга намного лучше, а наши... хм... локализаторы как обычно все испортили. Но шанс тут минимален, я ее знаю, кем нужно быть, чтобы испортить ТАКУЮ книгу.

Формально это семейная сага. Формально – ибо от саги тут лишь несколько поколений одной семьи, но без погружения в исторический/культурный/социальный контекст. Создается впечатление, что семья существует словно на границе цивилизации, и достижения новых поколений ее почти не касаются. Нет, автор пытался показать изменения в женском мышлении на протяжении десятилетий, но, честно говоря, вышло у него неубедительно – снова все по верхам, обезличенно, и, опять же, скажи мне, что это Мексика или Австралия, я бы только согласно закивала головой.

В данной книге странно-неуместно-неестественный перекос в сторону женских персонажей. Я все понимаю, сама феминистка и люблю читать о независимых женщинах, но тут уже какой-то перебор. Герои-мужчины здесь – тени и отличаются друг от друга лишь именами. Сами они ни на что не способны, и женщинам приходится взять дело (любое – от работы до романтики) в свои руки. Книга очень хочет быть гимном сильным и независимым женщинам, но в итоге становится искусственной. Так пишут скорее из желания соответствовать «повестке» (ну, или при посредственном литературном таланте, сложно сказать). Так сценарист, который ничего не знает о гомосексуальных отношениях и не испытывает к гомосексуалам симпатии, пытается впихнуть гей-линию в сюжет картины. Плох не сюжетный ход, а то, что автор не совсем понимает, о чем и зачем пишет. И получается ужасная конструкция а-ля «творение Франкенштейна», которая выпирает, отвлекает от действительно интересного, вызывает отторжение своей наигранностью, ведь лит-ра, в глубинной своей сути, не выносит фальши.
картинка ShiDa
Главные же достоинства книги, как ни странно, – это ее легкость/объем и необязательность. Вы ничего не потеряете, если не прочитаете ее, как не потеряете ничего, если все-таки прочтете. Мне лично книга смогла немного поднять настроение, несмотря на тонну мелких минусов и сомнительное литературное качество в целом. Как развлечение и отдых от серьезной прозы – можно брать. История, стиль, Индия – увы, нет. Тут уж совершенно мимо.

Прочитано в рамках Собери их всех.