Больше рецензий

2 декабря 2021 г. 17:49

559

4 КНИГА, В КОТОРОЙ МНОГО КУРЯТ

Какая феерическая хрень. Это настолько наивно, нелепо и беспомощно, что даже не знаю, как это всё воспринимать...

отзыв читателя

...Твердая двойка за дебют. Книгу я никому рекомендовать не буду...

крупица злости на просторах глобальной сетки

Великолепная книга, как и всё что пишет Рэнкин!

мнение Зайцевой Юлии

Даже не знаю что и думать...

краткая суть

* * *

В Эдинбурге серия жестоких преступлений. Неизвестный сгусток дерьма похищает маленьких девочек, привозит их в своё логово, а затем душит. Полиция в шоке, так как поймать говнюка не представляется возможным (маньяк действует без какой-либо системы, выбирая абсолютно случайных детей).

«Вашу мать, мы просто обязаны схватить подонка как можно скорее!» — кричит на собрании начальник полиции, стоя перед лучшими ищейками города. — «Общественность на такой панике, что мои погоны скоро сотрутся и канут в Лету! Так что взяли ноги в руки и быстренько отыскали этого ублюдка!»

Но не тут-то было. За обнаружением второй жертвы, молниеносно следует новость, что похищен уже третий ребёнок. Убийца невероятно осторожен, методичен и ловок, а скорость похищений говорит о его чудовищной хитрожопости и серьёзных намерениях.

Начальник Эдинбургского МВД рвёт на голове волосы, десятки бравых копов стаптывают ботинки в хлам после бессмысленных опросов случайных свидетелей, а журналисты и редактора местных газетёнок радостно трут ладошки из-за взлетевших в стратосферу тиражей.

Один из сержантов полиции, Джон Ребус, также участвует в расследовании. Ребус далеко не юноша, он в разводе, имеет дочь, верит в справедливость и добивается её торжества. Не так давно к нему начали поступать письма от загадочного поклонника. В них таинственный инкогнито царапает короткие фразы, типа «Ты дальше своего носа не видишь» и «Боже, Ребус, какой же ты тупой!»

Джон напрягает морщины на лбу, задумчиво трёт нижнюю губу, подозрительно сужает веки, но, хоть убей, не понимает смысла посланий. И даже сигареты не помогают разобраться в этих долбанных сообщениях, а тут ещё и похищения девочек наваливаются многотонной тушей – дело беспросветное, словно артерия в бедре, и как оно повернётся вообще непонятно...

Итак, дамы и господа, располагайтесь поудобнее, запасайтесь печенюшками, тёплым чаем и мягким пледом, ибо заварушка начинается!

* * *

Писать книги – тяжёлый труд, мы все это знаем. Однако, когда читаешь чьё-то произведение, то кажется, что всё достаточно просто. Такой вот парадокс. В голову лезут мысли, наподобие «ну, я бы тоже так смог» или «а здесь я бы круче выдал», и создаётся впечатление, что написать роман – это как два пальца стукнуть об асфальт, мол, легко и быстро.

Это ощущение мгновенно улетучивается, когда мы усаживаемся за написание собственной литературной задумки. Вот у нас есть идея, вот мы её начинаем выплёскивать на бумагу, а потом понимаем, что складывается какая-то дичь, и пару предложений нужно отредактировать... А этого очень не хочется делать, ибо – давайте начистоту – прикладывались титанические усилия, дабы составить эти ничтожные строки! Порой, рецензия-то не сразу пишется, что уж говорить о романе...

«Крестикам-ноликам» нужно было, скорей всего, поставить три звезды из пяти, но я поставил четыре, потому что я – добрый человек, это во-первых, а во-вторых, я понимаю, как трудно написать классную историю. Роман Рэнкина начинался классно, середина подкачала, а вот финал... финал развязался так молниеносно, что роман оперативно сдулся, улетая в мусорное ведро. Печально это констатировать, но тем не менее.

Итак, у нас полным ходом идёт расследование крупного дела, нет никаких зацепок, никаких улик и предположений. Начальство орёт на копов, а копы не понимают, как поймать того, кто максимально осторожен. Идеальный сценарий для мощного триллера.

Что пошло не так?

Первое – это тупость главного героя. Джон Ребус (боже, ну и фамилия) подаётся Рэнкиным достаточно сообразительным малым, этаким бравым полицейским, прошедшим через тяготы армейской службы и знающим своё дело от А до Я. Но там, где ключ к разгадке очевиден, он начинает лагать и беспомощно барахтаться на брюхе. Это, как минимум, странно, а, как максимум, неправдоподобно и глупо.

Серьёзно, перед нами чёткий парень с супер боевой подготовкой, но в личной жизни у него полная засада из-за каких-то непонятных психических траблов, при этом он не знает, как наладить собственное благополучие, из рук всё валится, собрать мысли в кучу у него не получается, он подавлен, на работе он заметно буксует и всё вообще плохо...

Создавать такого расплывчатого персонажа для детективной истории, ставя его на ключевую роль, – заведомо проигрышная стратегия, поэтому Рэнкин и проиграл. Он сам вырыл ямку для этого произведения, так что обвинять кого-либо другого даже не приходит в голову.

Второе – отсутствие конкретики в отношении второстепенных героев. Брат Джона, Майкл Ребус, зарабатывающий на жизнь гипнозом и прочими ирреальными штучками, абсолютно непонятен и загадочен. Майкл подрабатывает не совсем законной деятельностью, и нам не дают осмыслить, почему он пошёл на такое. Вместо детального описания его жизни, суждений, мотивации и тому подобного, мы читаем шаблонные фразочки, что, мол, так повернулась «стрелка судьбы», и поэтому всё так, как есть. Это тоже очень странно и обидно.

Репортёр Джим Стивенс, сующий нос в каждую щель города, также оставляет неоднозначное впечатление. Как, впрочем, и Джилл Темплер, которая появляется на страницах только для того, чтобы поиграть в любовь. Всё очень скомкано, измято и неполноценно. Нет какого-то комплексного подхода к отображениям персонажей. Есть лишь их имена, а вот самих героев нет. Печально.

Третье – расследование дела. Абсолютно вся книга – это топтание на месте. Нет! Разумеется, дело кое-как прогрессирует, копы что-то химичат и читатель медленно перемещается в таинственной пучине кошмарного злодейства, но... разгадка перед носом. Мы буквально кричим в страницы: «Ау! Посмотрите внимательнее!», однако тупой бравый полицейский ничерта не замечает, а, следовательно, ничего не фиксирует и весь полицейский участок, из-за чего поимка преступника порождает циклопическую скуку. Очень грустно.

Четвёртое – это финал. Он невероятно реактивен, стремителен и высосан из пальца. Такое чувство, что Рэнкин не уложился в график, и, дабы успеть сдать в печать книгу, навалил двадцать страниц за пару часов, особо не вкладывая в них какую-либо смысловую нагрузку. Расписывать подробно эту осечку нет смысла, – её нужно «видеть». Впрочем, я не особо расстроился такому повороту, так как роман закончился, что являлось радостным событием.

Вот из-за этих четырёх пунктов «Крестики-нолики» не взлетели за экзосферу на пьедестал почёта и образца жанра, а глухо пукнули, испортив страницы смутными очертаниями триллера. Не дотянул Иэн Рэнкин до качественного чтива, не дотянул. Однако мне понравился его стиль написания, начало было действительно завораживающим и многообещающим. Тут и таинственный маньячелло, похищающий детей; тут и уставший, но собранный полицейский, и его братец-гипнотизёр, заставляющий своих зрителей вспоминать в состоянии транса события прошлой жизни. Было интересно! И написано приятно, стиль не отталкивал, – напротив, хотелось читать дальше. Но дальше не хватило, наверное, профессионализма, опыта или чего-то подобного. Не состоялось должного раскрытия всей этой заварушки.

Я, безусловно, прочитаю ещё один роман писателя. Это будет чуть позже, но будет. Хочется посмотреть, как он проявит себя во втором произведении.

Советую ли я читать «Крестики-нолики»? Даже не знаю. Скорее нет, чем да. Тем не менее, оценка 4 из 5. Вот такой парадокс.

Всего наилучшего!