Больше рецензий

ZhSergei

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2021 г. 21:22

921

5

Проза Нацумэ Сосэки полна подробного жизнеописания местного колорита и антуража Японии того времени. Автор замечательно показывает нам жизнь Японии начала XX века, когда современная западная культура приходит в традиционную культуру Японию. Жители открывают для себя новую литературу, изучают иностранные языки, уезжают на заработки в Европу, для молодежи стала доступна возможность получить образование в Европе, а в самой Японии появляется европейский стиль одежды и атрибуты жизнедеятельности современности.

У Нацуме Сосэки своя манера повествования текста. Все три произведения наполнены драматизмом. А монотонное, сухое изложение событий с подробным описанием того или иного действия персонажа нисколько не мешает чтению текста, а наоборот добавляет интерес углубиться в атмосферу загадочной и далекой Японии.

«Сансиро». После окончания колледжа в провинциальной глубинке, двадцатитрехлетний Сансиро приезжает в Токио для обучении на филологическом факультете в Токийском университете. По приезду его сразу охватывает масштаб города. Он обрастает вокруг себя новыми знакомствами. Каждый этот знакомый индивидуален по своему. Специалист по английской литературе и преподаватель в колледже – Хирота, к жизни относящийся полностью философски. Ученый, работающий при университете - Сохати Нономия, который оказывается знаком семье Сансиро. Однокурсник и в тоже время друг Сансиро – Ёдзиро, который занимается кипучей малоэффективной деятельностью и вообще оказывается двуличным человеком. И красавица Минэко, в которую он влюблен безответно. Сюжетная картина истории Сансиро очень интересна и романтична, изображается чистое, светлое юношеское чувство. Но мы на всю историю смотрим поверхностно, Сансиро хоть и вовлекается в круговерть событий, но живет в своем отрешенном мире. Как такового привычного всеми нами диалога между героем и читателем нету, но есть множество описаний мыслей и чувств персонажей, что заставляет нас сопереживать каждому из них.

Героем второго романа этой трилогии, «Затем», является молодой человек по имени Дайскэ. Тридцатилетний парень живет в отдельном доме со своим слугой и кухаркой с красивым садом под окном. Находится полностью на обеспечении родного отца и брата. Не считает нужным работать ради денег для содержания самого себя. Хоть он и сам говорит, что он лентяй, но он очень образованный человек, со вполне адекватными взглядами на жизнь, но не видит себя в будущем. Все свободное время посвящает чтению, посещает библиотеки. Но всё меняется, когда в одно прекрасное время в город возвращается его давний друг и однокурсник Хираока с супругой Митиё, которых он когда-то и сосватал. Хираоко пришлось оставить работу в столице и со временем в их семье начался разлад. Дайскэ не чурается помогать им финансово, чтоб покрыть долги перед ростовщиками. А тут еще и отец Даскэ, который чтит моральный кодекс, постоянно надавливает на него, что негоже в таком возрасте быть неженатым. Постоянно подбирает ему видных невест с приданным, но сын постоянно отказывается. Но вскоре его поставили перед фактом, либо женится, либо остается без финансирования.

В центре внимания романа «Врата» нам представляют довольно простую семью, но с очень сложной судьбой. Судьба им постоянно преподносит испытания. Жизнь Соскэ и его супруги О-Ёнэ, окрашена с самого начала в мрачные тона. Женились против воли своих родственников. Живут далеко не богато и денег почти всегда не хватает. Как и все молодые семьи хотели иметь ребенка, но трижды супруга теряла его на разной стадии беременности. Сам глава семьи очень слаб духом, постоянно боится и отказывается сделать один решительный шаг, который поможет найти выход.

Все эти три произведения являются своеобразной трилогией, она дает нам картину последовательного увядание сил в человеке.