Больше рецензий

27 ноября 2021 г. 14:45

153

4

Я читала очень много Чарской - и в детстве, и в подростковом возрасте, и во взрослом. Начала её читать лет в 6, тогда как раз начали её переиздавать, так что её книги были частью моей детской картины мира, я в них играла даже. В общем, у меня большой кредит доверия к Чарской.
Поэтому, когда я читала эту книгу, меня ничего не удивило - типичная Чарская. Тут и экзальтированность, и страдания, и побеги из дома, и страшные болезни с чудесным исцелением. Я не рекомендовала бы эту книгу тем, кто не знаком со стилем автора - это "ту мач".
Однако если на это закрыть глаза, в книге есть интересные моменты, и прежде всего - тот факт, что в отличие от большинства книг Чарской, героиня не однозначно положительная. Впрочем, иногда такое все же бывало - например, в "Волшебной сказке", но там сразу был некий оттенок осуждения героини, а здесь этого нет, поступки Лиды нам показывают от первого лица, мы видим её мотивацию, поэтому наше отношение должно сформироваться само.
Главная героиня Лида - очень избалованная девочка, залюбленная донельзя отцом, тётушками (мама умерла при родах) и вообще всем окружением. Ей ни в чем не отказывают и все ей восхищаются. Пока ближе к её 10 годам отец не решает отдать её в институт, где столкновение с реальным миром, где не все её обожают, наносит ей первую травму.
Вторая травма - женитьба отца, которую она видит через призму речей своих тетушек, которые рыдают и приговаривают, как же это жестоко - "дать Лидюше мачеху" (странная языковая конструкция, но книге 100 лет). Я подозреваю, что кто-то из этих тёток был в отца влюблён, отсюда и все это нагнетание. В итоге у Лиды истерики, попытки суицида, отчаянное неприятие ситуации. Она так любила отца, что не может принять мысль, что он любит не только её.
Образ отца - очень противоречивый, поскольку именно на нем лежит ответственность за избалованность Лиды, и он же вдруг в одночасье решает, что её надо воспитывать жёстко, быть с ней суровым и так далее. Спустя серию конфликтов и страданий Лида просто перестаёт с ним общаться и живёт почти безвылазно в институте.
Спустя несколько лет она видится с ним и узнает, что у него есть теперь маленькая дочь, и, хотя она и не общалась с ним все это время, у неё все равно начинается приступ ревности, что он теперь будет любить другую девочку. Дальше по тексту она говорит, что "презирает" сестру (которой месяца два от роду).
В общем, всю книгу Лида идёт к тому, чтобы переосмыслить свое поведение и подумать, почему же она так в штыки восприняла мачеху и вот это вот всё. В принципе, конечно, в этой линии есть перегибы, но местами поведение ребёнка и подростка, столкнувшегося с тем, что мир его не любит, весьма реалистично.
Ну и описание института типично для Чарской, все те же типажи, примерно одни и те же события во всех книгах. Здесь есть даже "любовный треугольник" - понятно, что по идее это такая детская дружба, но экзальтация приводит её именно на этот уровень - девочки говорят, что любят друг друга, пытаются завоевать симпатию подруги, целуются в губы, пробиваются в инфекционный изолятор друг к другу и все такое. У Лиды есть две таких подруги, которые за неё сражаются, и читается сейчас это прямо весьма интересно)
Книга считается автобиографической, но суть в том, что реальная жизнь Чарской мало известна, поэтому людям и приходится опираться на книги.