Больше рецензий

Ullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2021 г. 23:00

466

4

Книга оставила неоднозначные впечатления. Очень интригующая тема, но воплощение не слишком удачное. Кажется, будто все главы в этой книге когда-то были отдельными статьями, ну или, постами, что в наши дни вероятнее. От этого и тезисы, и иллюстрации повторяются в нескольких главах, а многие вопросы и детали, напротив, остаются без ответа. Так что из текста я уяснила всего несколько основных подробностей, и информативности мне не хватало. Однако чтение все равно было увлекательным, хотя если верить Найку Борзову: «мы когда-нибудь за это в адском пламени сгорим, но это потом, а пока…». В книге наглядно иллюстрируется, как именно сгорим: грешников жарят, испепеляют, варят в кипящей смоле и «предают множеству кулинарных мук» в зависимости от определенного греха. Так что, примеряя это к окружающей действительности, не обойтись без вопроса, а что будут делать с многогрешниками, у которых ассорти грехов? И еще вопрос теологический, который поднимается в книге: кто будет заниматься наказанием грешников в аду после Страшного суда, если сатана и его демоны тоже вообще-то осуждены и заниматься любимым делом издевательства над человечеством не смогут? По идее, всем этим мучительством должны заниматься грозные ангелы, но эта точка зрения в иконописи не так популярна и отклика в умах не находит. Черти как-то привычнее, хоть и нелогично, как получается.
Интересный факт про прическу бесов и демонических сущностей – их волосы обязательно стоят дыбом, как у игрушечных троллей. «И власы на главах их восстанут». Впрочем, панки тоже немедленно вспоминаются. А еще мода на барбершопы, поскольку на иконе отличительным признаком злодеев на руководящих должностях является что? Правильно, борода. Мелкие бесы безбороды.
Зато теперь понятно, откуда именно ноги растут, пардон за игру слов, у Головы богатыря без туловища из поэмы «Руслан и Людмила». В аду такие тоже вполне представлены, например, на обложке этого издания.
Конечно, многие иконописцы, судя по изображениям, больше полагались на фантазию, чем на фактические знания или талант. «Скорпеи», скорпионы, например, вообще с трудом опознаются. Не больше повезло и бегемоту. А в остальном захватывающе рассказывается о модных адских тенденциях, живописных пейзажах пекла и демоническом зоопарке. Хотя это еще и в пособиях для иконописцев бывало, в Толковых Подлинниках. Узнала много нового, к примеру, что кару для немилосердных и немилостивых в реальности стоит поискать на земных полюсах, поскольку предполагается «мраз, студень и ледъ». Больше, конечно, котируется огненные разновидности мучений, хотя зверье всякое тоже встречается. Впрочем, вечный «червь неусыпающий» настигает многих и в реале, воплощенный в угрызениях совести.
«Места тут невеселые», как говорилось в «Собаке Баскервилей», а ведь до этих мест не столь отдаленных, душе надо сначала добраться. А душу в течение 40 дней ожидают мытарства, с остановками на испытаниях грехами, количеством до 20. И на каждом этапе ее могут крючьями скинуть с этого испытания в ад. Так что не только адским пыткам, но и мытарствам придается огромное значение в рукописях и иллюстрациях. Один змей со звеньями из грехов чего стоит!
Все это делает книгу занимательной, но, к моему сожалению, не такой полезной, как она могла бы быть. Все эти статьи неплохо бы отредактировать, привести к единому виду, убрать много повторяющихся абзацев, придав ей именно вид книги, а не набора монографий.