Больше рецензий

9 марта 2013 г. 14:14

114

5

Бывает, что нравится тебе какой-нибудь актёр, а потом узнаёшь некую неприятную подробность из его биографии, и отношение к артисту немного меняется, смотришь на него уже по-другому.

Какое счастье, что такого не произошло после прочтения этой книги!
И фигура Николая Рыбникова, такого родного, такого душевного, стала для меня ещё более симпатичной и притягательной!

Человеческое обаяние...Голос, интонация, улыбка, взгляд, жест, молчание — и тончайшие струны вдруг отзываются в твоей душе. Откуда всё это? И невидимые струны, и то, на что они отзываются, — непостижимое, неопределимое. <...>
Кто-то сказал:обаяние — это умение заразить других своим внутренним миром.
На этом определении и остановлюсь, тем более что оно применимо "в случае Рыбникова" и хоть немного приоткрывает тайну его мужской и просто человеческой притягательности.


Великий актёр, любимец нескольких поколений, и в жизни был замечательным человеком, обескураживающим своим обаянием и простотой в общении.
В связи с этим, особенно обидно, что из 40 фильмов, где он сыграл, зрители помнят лишь несколько картин, и особенно жаль, когда такие талантливые актёры со временем становятся невостребованными.

Но эта книга не только о Рыбникове-артисте, прежде всего, она о Рыбникове-человеке. И человек этот вызывает у меня всё больше признания и безграничного уважения.

Поначалу меня сильно смущало, что биограф вставляет в текст много личных замечаний и даже примеров из собственной жизни, так или иначе соотносящихся с жизненными ситуациями актёра, но потом я нашла в этом огромный плюс, ведь это позволило лучше понять атмосферу тех лет и по достоинству оценить нравы людей, живших и воспитывавшихся в совершенно другой эпохе, в соответствии с другой моралью и нравственностью. И именно эта эпоха рождала таких людей, как Николай Николаевич Рыбников.

А ещё это книга о любви...
"Алёнка, я однолюб, и кроме тебя для меня никого нет", — сказал Николай своей единственной жене, актрисе Алле Ларионовой, любовь к которой он пронёс через всю жизнь ещё со студенческой скамьи.

Они прожили вместе тридцать лет и три года. Так пишется и в сказках. Хорошо жили. На этом сходство со сказкой, пожалуй, и кончается. Потому что жили они не в сказочном, а в реальном мире, с его радостями и горестями, надеждами и разочарованиями, добротой и жестокостью, обретениями и утратами. <...>
У них была хорошая семья, что тоже не значит, что беспроблемная. И — не гнёздышко и не крепость, а тёплый человеческий дом, открытый для людей. С голосами детей, с веселыми застольями, с щедрым русским угощением, с домашними соленьями и вареньями, с дружескими сидениями и беседами за полночь. Здесь в цене было чувство юмора, остроумный анекдот, веселый розыгрыш, незлое подкалывание друг друга..


Их дружелюбность, гостеприимность и открытость для людей абсолютно разных социальных слоев, то, как они хлопотали за друзей, помогая решить какие-то жилищные проблемы — не так уж много среди прославившихся и добившихся успеха тех, кто не делит людей по сословному принципу.

Однажды он пришёл домой с дядей Васей, дворником (вторым после меня другом, говорит О.И.Чертов). А в доме, неожиданно, гости. Алла глазами незаметно показывает мужу на сидящих за столом Бондарчуков, кого-то еще — мол, уместно ли? Тот пристыдил её взглядом. Она не была заносчивой, но как хозяйка, естественно, не могла не заботиться о таких вещах.
Даже живя в благополучии, Рыбников понимал, что такое нужда. Получая деньги в кассе, всегда "забывал" денежную купюру. Как-то на вопрос, зачем он это делает, ответил:
— Мне стыдно. Я, можно сказать, гребу деньги, а у кассирши зарплата рублей восемьдесят, если не меньше.


Неудивительно, что об этих замечательных людях говорят только самое хорошее, и, как утверждает старшая дочь актёров Алёна, "все вспоминают их только смеющимися".

После прочтения книги Л.Полухиной остаётся приятная ностальгия о времени, в котором я не жила, но дух которого ещё жив в книгах и фильмах.
Бережно собранные автором воспоминания о Николае Рыбникове и Алле Ларионовой, которые они оставили после себя, всегда будут окрашены только в светлые тона, и очень хочется надеяться, что фильмы с их участием не будут забыты и последующими поколениями.