Больше рецензий

25 ноября 2021 г. 10:09

144

4.5 Прилагая усилия

«У природы нет плохой погоды» - это не о книгах Каллентофта. Зима у него небывало морозная, осень до омерзения промозглая, даже лето выдалось аномально жаркое, заставляющее превращаться в желе и выключать мозг.

Такое чувство, что основная цель героев книги – прилагать усилия. Вся цепочка событий – это совокупность приложенных усилий. Одни делают это, чтобы совершить зло, другие, чтобы это зло остановить. Но даже сама жизнь медленно течет, словно через силу, вопреки всевозможным обстоятельствам: погоде, одиночеству, семейным проблемам, личному страданию, когда-то случившемуся насилию.

«Летний ангел» - книга жёсткая, драматичная, местами изобилующая шокирующими деталями. Насилие – это и тема, и объект исследования. И ведётся это исследование без ретуши. Насилие в семье, над детьми, во время войны, вследствие искажённого душевной болезнью восприятия, над окружающими и над собой. Грубо, страшно, без купюр.

В парке найдена израненная обнажённая девочка. Она подверглась насилию. Она ничего не помнит. Она долгое время просто молчит. Но она не единственная жертва – это только отправная точка на маршруте зла. Будут и другие, убитые.

Малин Форс, расследуя это дело, больше всего боится, что на месте любой из жертв могла быть её Туве. И снова нечеловеческие усилия: отрешиться, не думать, не бояться, идти по следу, разгадать.

«Вглядывайся в образы, прислушивайся к предчувствиям, постарайся различить закономерность», - вот принцип, прочно усвоенный Малин.

Образы и предчувствия воплощаются в неслышных людям монологах жертв. После того, как уже в третьей книге встречена такая форма подачи, сомнений нет: это один из излюбленных приёмов автора, способ сделать повествование полифоничным.

В романе достаточно психологизма, внимания к внутреннему миру людей, стоящих по разную сторону черты, разделяющей добро и зло, делается попытка отыскать корни насилия. Но вместе с тем это произведение со смещением в сторону описания жестокости. Возможно, это сделано с целью большего воздействия на читателя, тем не менее, подчас это выглядит избыточным, как и некоторые сцены, которые выписаны словно ради себя самих и практически ничего не добавляют к развитию основной линии.

Последнюю книгу о Малин из «сезонного» цикла я прочту, но почему-то не жду от неё каких-то новых откровений ни по форме, ни по степени раскрытия образа главной героини.