Больше рецензий

24 ноября 2021 г. 12:51

605

3.5 Плохо написанная хорошая книга

Война и дети-беспроигрышный  симбиоз, способный вывести меня из (и без того шаткого) душевного равновесия. И логике вопреки как раз мимо таких книг я просто не могу пройти! Поэтому "последний поезд на Лондон" получил от меня авансом все восторги. Которые, к сожалению, в процессе чтения заметно поутихли.

Идея книги мне очень близка и понятна. Ещё до официального объявления войны становилось  очевидно, что евреям нет места в Рейхе. Кто-то не мог поверить в происходящее и не успел вовремя уехать, кого-то задерживали обстоятельства. А кому-то приходилось спасать хотя бы детей. Страшной ценой, ценой разлуки, вероятно, навсегда, матери отдавали своих малышей в надежде подарить им новую жизнь.  Гертруда Висмюллер, известная как «тётя Труус»-голландка, реальный исторический персонаж, помогла вывести многих еврейских детей за пределы Германии, сыграла важную роль в операции "Киндертранспорт". И если кто-то из читателей узнает об этом впервые, прочитав книгу, что ж, моя благодарность автору. Но давайте не забывать, что это всё-таки художественное произведение, поэтому многое здесь  - не более чем фантазия госпожи Клейтон.

Кроме тёти Труус и её большой работы, нас также знакомят с несколькими семьями, которых не обошла стороной трагедия антисемитистских законов. Варварский нацистский сапог выбивает дверь дома, где происхождение хозяев лишает их  прав, надежд и человеческого достоинства. Это больно. И это страшно.

И, казалось бы, с чего бы мне остаться недовольной. А вот. Жаловаться я буду на мастерство писательницы.

Первое, что заставило меня топать ногами от досады-это язык автора.

"от них даже пахло одинаково:миндалём, молоком и солнцем"

"рассмеялась приятным овальным смехом"

"нога в золотисто-бежевом сиянии чулка"

"Зверь встряхнул ушами и поднял острую морду, нетерпеливый, как Вера перед сексом" ( Зверь, если что, кличка собаки)

"щедрый рот"???

Остановите кто-нибудь эту женщину!

Категорически не перевариваю такое. Фразочки из бульварного чтива в мягких цветастых обложках, которое не жалко забыть в электричке.

Стиль и логика повествования-какой-то сумбур.

На удивление поверхностные персонажи. По ощущениям-кукольный театр. Ручками дрыгают, рты открывают, но "залезть в душу" к этим картонкам невозможно.
Раздражала главная героиня. Будь Труус актрисой, сказала бы-переигрывает. Сидит в темноте, слушая радио, плачет из-за чужого ребёнка, но не плачет из-за собственного выкидыша. Отчаянная, храбрая до неразумных пределов, однако я вообще ничего не поняла о ней, как о человеке. И как же мне хотелось влепить ей звонкую пощёчину, чтобы спустить с небес на землю! Посмотрите ка  каким праведным гневом разразилась, когда Британия предложила приютить детей, но без родителей. Я дико извиняюсь, но разве не то же самое ты делала? Когда вывозила малышей под юбкой в собственной машине. Что-то я не припомню ни одной спасенной матери. К чему эти истерики по поводу разделения семей... А как вам, выбросить всю одежду в мусорку, в которой была на встрече с Эйхманом? Что за шоу пострадавшей тонкий душевной организации?
Или девушка Зофия. Математический гений. Зофия регулярно выдаёт обычные бытовые фразы аналогиями с теоремами. Сравнивает всё с числами. Нелепо. И коронное "я разбираюсь в математике"...После очередного повтора я уже орала в книгу "да понялааааа я!! Ещё с пятидесятого раза". Зачем доводить образ до такого абсурда? Гиперболизировать дальше некуда. И, кстати, не то чтобы ей эти знания как-то жизнь спасли. Нет. Читателя просто клюют в темечко с этой информацией. Забавы ради. Как и отсылками на произведения Стефана Цвейга. Не воз мож но! Это как китайская пытка водой.

Неровный темп повествования, важные события происходят между строк, упомянаются как бы невзначай.

У автора также явно какие-то сложности с пространственными описаниями. Устройство дома, тоннелей, печных труб... Позы и движения, которые совершает человек, зажатый "где-то там"... Где и как конкретно понятно разве что автору, мне-не понятно совершенно.

Достойная книга, которую надо бы было доверить кому-нибудь другому . Не знаю уж как так вышло, что Мег Клейтон пишет для именитых газет-гигантов, но у меня много вопросов к её лит. мастерству...

Переворошила в голове множество произведений с теми же исходными данными...И всё-таки да, мои личные фавориты, которых сложно переплюнуть Бен Элтон - Два брата и Джек Майер - Храброе сердце Ирены Сендлер . Из отечественного- Анатолий Приставкин - Ночевала тучка золотая