Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 ноября 2021 г. 14:27

180

4

Сергей Иванов при должном исследовании легко может оказаться первым советским автором подросткового детектива – его повесть «Его среди нас нет» о похищении классного журнала вышла в 1985 году, и естественно, как только жанр стал «допустимым» на бывшей территории СССР, он начал активно вскапывать там грядочки.

В «Его среди нас нет» Главным Сыщиком выступает девочка по имени Татьяна – имя для С.И., похоже, значимое, поскольку так зовут нескольких его героинь, включая сквозного персонажа данной серии Тэт Холмс. Забавно проследить, как меняется характер Татьян (первая – почти что отрицательный персонаж, Тэт же – гений, каких свет не видел), но это придётся оставить дотошному исследователю.

Нет сомнений, что Иванов прочитал до дыр все детективы в библиотеке, потому что понащипал он отовсюду. Его холмсиха – на самом деле толстый Ниро Вулф, а Алина скорее дошлый и энергичный Арчи Гудвин, нежели доктор Уотсон. Редкие проявления эмоциональной взаимной привязанности девочек взывают в памяти «Три Гарридеба» сэра Артура, в других случаях Тэт обращается с Алиной, как Пуаро с Хейстингсом – знаменитый бельгиец тоже не доверял артистическим способностям недалёкого капитана. Трюк с картами был использован в романе Эллери Куина «Две возможности» (если я правильно помню русский перевод). Это только то, что всплыло в памяти само; если поскрести текст, там наверняка найдётся ещё. Подобные пародийные ходы кажутся напрасными – подростки их не увидят, взрослые же читатели вряд ли оценят при таком понижении уровня. Нравились эти референции самому автору.

Кроме того, в рецепте оказалось много розового масла. Уж такие девчонки разэтакие, известные всему деловому миру Москвы (у кого, конечно, денег побольше, потому что в приключениях Тэт Холмс явно присутствует высокий долларовый ценз), забросанные подарками и имеющие мощную милицейскую крышу от самого – ого-го! – Фаддеича! Всё им, естественно, сходит с рук, включая руки почти отсутствующих родителей Алины и школьной администрации. Ведь пока все любуются на них по телевизору, ученица А. Носова в школе появляется только от случая к случаю. Очевидно, эти обе особы признаны эмансипированными. Вот только обаяния им это не добавило. Первый недостаток цикла: героини избалованные и не приятные, в их 14 лет самомнение уже «звёздное».

Второй недостаток – если повести советских времён читались одинаково хорошо детьми и взрослыми, поскольку там поднимались серьёзные вопросы, серия про Тэт Холмс не такова. Это – приключения-детектив-развлекалочка, где все три фактора явно не призваны увлечь взрослую аудиторию.

Комментарии


Почему вдруг первым? )) А как же Ирина Стрелкова с ее циклом про провинциального детектива... Эти повести печатались в журнале "Пионер", по-моему, еще в конце 70-х. "Похищение из провинциального музея", "Знакомое лицо", "Одна лошадиная сила"...


Спасибо, не знал. Непременно полюбопытствую ^__^


Начал читать Стрелкову, спасибо за наводку. Но у неё главные персонажи - не дети, да и манера повествования не совсем подростковая. Всё же не отнёс бы её в эту категорию.


Ну, если по таким критериям... )) Я помню, что мне тогда очень понравилась "Лошадиная сила", там хоть ГГ и все тот же сотрудник музея Киселев, но много говорится о подростках, и они участвуют в событиях.
Манера повествования - это, наверно, субъективно. Вроде тогда казалось - обычная манера, интересно читать. Чтобы прямо было какое-то специально подростковое...