Больше рецензий

23 ноября 2021 г. 13:54

325

5

Повесть - значит коротко. То есть здесь не будет тех многострадальных для большинства дооолгих описаний природы, внутренних переживаний и прочей ерунды вроде Болконского с его дубом (мне всë это наоборот заходило, я даже в школе вдохновилась Толстым настолько, что стала писать сочинения предложениями почти на всю страницу). Но я знаю, что многих этот травмирующий детский опыт навсегда оттолкнул от Толстого, так что я всë это к тому, что в данном случае такой боли уже не будет. То есть будет, конечно, но совсем другого рода.

Как очевидно из названия, главный герой, Иван Ильич, судейский чиновник среднего звена, умирает. И начинается повесть с того, как реагируют на это известие его коллеги и друзья (здесь уже разрушаются иллюзии, что мир без нас рухнет; мало того, редко кто даже про тебя хоть на минуту задумается, попереживает, что это ты ушёл, что это ты страдал, что это тебя больше нет). А дальше рассказывается о том, что предшествовало смерти: как Иван Ильич жил, строил карьеру, женился, рожал детей. Как волей случая сильно заболел, получив травму, как долго мучился от болезни и как умирал. Как пытался принять свою неотвратимую (какой она была всегда) и преждевременную (хотя вовремя она никогда не приходит) смерть.

И в ходе этих размышлений о смерти Иван Ильич, хоть и долго этому сопротивляясь, наконец трезво оценивает свою жизнь. Он начинает признавать, что всë он делал не так, не как сам хотел, а как следовало, как было прилично в его кругах. Женился не то чтобы по любви, из дома от ссор сбегал на "мëртвую службу", постоянные беспокоился о деньгах из-за жизни не по средствам, дети стали как чужие, потому что в воспитании не слишком участвовал, - стандартный набор. И главное, в месяцы мучительного умирания он остаётся со своей смертью один на один, почти никто не может ни понять его (тут ясно, ведь никто в его ситуации и не находится), ни даже высказать хоть какое-то сострадание (есть пара исключений, к счастью, но и они не спасают, со смертью человек всегда остаëтся один на один).

И здесь даже не сам сюжет важен (который я похоже почти весь раскрыла, каюсь), а то, каким путëм ты сам идёшь вслед за Иваном Ильичом к его открытиям относительно жизни и смерти, как у тебя самого одна за одной разрушаются иллюзии. Потому что по мастерству эта повесть признаëтся лучшей, что есть у Толстого; а мастерство означает в том числе способность погрузить читателя в происходящее так, чтобы он словно переживал это лично, полностью принял этот опыт как собственный. А подумать о смерти всегда полезно и никогда не рано.

К тому же, несмотря на то, что в целом будет грустновато, в конце ожидает и некая надежда.

Чуть в сторону : "Смерть Ивана Ильича" стала важной иллюстрацией "потрясения смертью" для Хайдеггера в его экзистенциальной философии. Но если для Хайдеггера размышления о смерти - это один из способов показать онтологическое одиночество человека, "выброшенность в бытие", то для Толстого даже тогда, когда он пишет о смерти, в центре внимания остаётся именно жизнь. Через этот контраст, на примере Ивана Ильича, проявляется, какой жизнь быть не должна, высвечивается, к какой жизни нужно стремиться - честной, чистой, искренней. И именно постоянное "помни о смерти" может послужить действенным инструментом, когда решаешь, как именно ты хочешь жить.

"Все мысли о смерти нужны только для жизни"

Коротко: Отлично подходит для настроения "подумать о боли и смерти". Не знаю, есть ли у вас такое, у меня есть.