Больше рецензий

23 ноября 2021 г. 13:30

884

4

Являясь субъектом определённой культуры, мы не всегда можем заметить, откуда взяло начало то или иное явление, направление мысли и т.д. И вот пример - манга, которая во многом повлияла на формирование киберпанка. И при слове "киберпанк" наверняка сначала перед глазами всплывают просто какие-то метки, символы, образы, которые дают иллюзию того, что мы знаем, о чём речь (а на самом деле чаще всего эти "знания" - нечто вроде смутных воспоминаний о том, что ты когда-то скроллил ленту и тебе попалось превью какой-то статьи а ля википедия, вот и всë).

Ладно, наверняка не у всех, это я так обобщаю, чтобы было понятно, с каким весьма смутным представлением о деле я сама начала читать мангу А между тем киберпанк - это не только особая обстановка где-то между урбанистическими пейзажами будущего и киберпространством, а полномасштабный вариант видения мира, его ближайшего будущего. Антиутопии, где общество внедрило в повседневность информационные технологии и кибернетику, которые весьма органично сочетаются с всеобъемлющим, неограниченным и неподконтрольным государственным контролем. В общем, набросок одного из вполне вероятных вариантов светлого будущего.

Поэтому в "Призраке в доспехах" и поднимаются соответствующие темы: сюжет завязан на борьбе вымышленного Девятого отдела (силовая непрозрачная структура) против кибертерроризма, при этом государству / обществу он подчиняется весьма условно. Хорошо ещё, что сотрудники - честные и прекрасные (хотя тоже не без особенностей), а вот как раз государство и общество - так себе. Но сам сюжет для меня не был слишком важен: манга выходила с 89-ого по 90-й по частям, и только чуть позже её просто объединили в единый том, так что истории там тоже отрывочные - из одного мира, со взаимосвязями, но всë же с разными событиями.

Главным были вызванные мангой размышления об отличиях между машиной, обладающей искуственным интеллектом, и человеком. О том, что приобрело название призрак, ghost: что-то среднее между сознанием, интуицией, "душой". А эту тему только тронь, - сразу, с каждым следующим ходом мысли, всë глубже затягивает в метафизику, и на каждый аргумент в пользу декартовского cogito найдется контраргумент от иррационалистов. В общем, в вопросе "что составляет сущность человека" много чего сказано, но ничего окончательно не решено. И тут каждый остаётся и сам за себя; каждый при своём.

Но тем и хороши такие примеры: пока читаешь про майора Мотоко Кусанаги, которая является киборгом (с человеческим разумом внутри кибернетического тела), расширяешь свои представления о том, что составляет человеческое в человеке. Смотришь с другой точки зрения и в итоге избавляешься от интроектов, убеждений, которые ты не принимал в процессе размышления, а которые просто как-то в тебя неосознанно ненароком запали; и приобретаешь новые умозаключения (или скорее новые сомнения). Определения границ между человеком/животным, человеком/ИИ часто бывают условны, и в мире киберпанка это становится насущной проблемой. А мы к этому миру уже ближе, чем был создатель "Призрака в доспехах" в 89-90м.

Ещё не успела кое-что додумать (манга всë-таки очень быстро читается): shell ведь не только доспехи, но и раковина, панцирь. То есть призрак (=душа) заключен в панцирь тела (неважно, биологического или искусственного). И под конец героиня как раз от него избавляется.

В двух словах: особенность манги (то, что кроме слова, у тебя есть и зрительные образы, часто куда более яркие, чем может позволить воображение) - безусловно помогает погрузиться в мир будущего, насквозь прошитого технологиями. А то, что это мрачная антиутопия, не так страшно: за 20 лет, прошедших от написания манги, мы видели и не такое. Но предупреждаю, что потребуются определенные усилия, чтобы постичь все особенности этого высокотехнологичного мира, где новым первоначалом становится информация.