Больше рецензий

22 ноября 2021 г. 18:19

154

5 Взгляд на мысль святого Фомы Аквинского и его познания с точки зрения современной науки о памяти.

Память – одна из самых загадочных свойств нашего мозга. Если обойти все те книги, которые пишут как запоминать все на свете и присмотреться к научным работам, можно заметить, что она до сих пор полностью не разгадана.

Память удивительная вещь. Мы можем вспоминать счастливые моменты нашей жизни и не догадываться, что это ложные воспоминания. Нам свойственно дорисовывать свои воспоминания, добавляя яркие краски и вымышленные события, а затем в это искренне поверить. Нам кажется, что наша память – это фрагмент видеопленки, видеофайл, который мы записали на наш «жесткий диск». Но память работает по-другому. Как пишет ученая Элизабет Лофтус, память – это реконструкция.

Попробуйте вспомнить фильм, который вы просмотрели несколько лет назад. В вашем воображении сразу не возникнет весь фильм, только вспоминая начнут проявляться элементы сюжета, актеров и постепенно вспомнится и весь фильм. Так работает наша память, это и есть реконструкция.

Но что такое наша память? В своей книге «Память» Элизабет Лофтус описывает, как она функционирует. Когда мы пьем кофе в кафе и наблюдаем осенние пожелтевшие листочки за окном, то воспринимаем информацию благодаря органам чувств. Вкусные рецепты ощущают аромат кофе, а зрение доносит информацию о визуальных образах осени. Не пройдет и секунды, как вы переключите внимание и эти сенсорные ощущения исчезнут. Но если вам придется по вкусу кофе или пейзаж за окном, то образы перейдут в краткосрочную память. Но иногда и они побледнеют. Если кофе будет слишком вкусным это воспоминание переместится в долгосрочную память. Итак, по мнению ученого памятолога, у нас есть три кейса нашей памяти, сенсорная, то есть чувственная, краткосрочная и долгосрочная. Когда я читал книгу в моей памяти, засигналил датчик. Постойте, я уже где-то читал.

Перерыв свою долгосрочную память я наконец-то достал из дворца памяти и отер от пыли нужную книгу – это была «Сумма теологии» Фомы Аквинского. Но как средневековый монах мог писать о памяти в русле современной науки? Давайте попробуем разобрать. Мы входим в область одной из важнейших идей Фомы Аквинского или кратко Аквината, а именно о мышлении и познании.

Чтобы лучше понять память, мы должны пойти другим путем. Узнать, что такое познание по Аквинату, оно созвучно автору. Познание по Аквинату начинается с чувств: principium nostrae cognitionis est a sensu. Вкусы, запахи и звуки мы узнаем нашими органами чувств. Далее в своем познании мы опираемся на воображение (fantasma): facit fhatasmata a sensibus обретает. Но воображение здесь не нужно понимать как нечто, что не существует, воображение для Аквината это то, что мы можем представить любую вещь, без ее присутствия. К примеру, когда я пишу эти строчки, возле меня на столе лежат апельсины. Для того чтобы представить, что такое апельсин, вам не нужно идти в магазин его покупать, вы можете себе представить. Ибо у вас существует образ апельсина, который не базируется на каком-то конкретном апельсине, это и есть fantasma. Это образы, которые наш разум формирует на основе чувств.

Итак, первый уровень познания по Аквинату – чувственный. Далее на основании чувств наш разум поднимается еще выше и формирует образы. И третий, самый высокий уровень познания – понятие. Мы образуем понятие абстрагируясь от чувственного и образного познания. Это работа нашего интеллекта. Иными словами, интеллект использует абстрактную умозрительную форму – абстрагирующую «качественность» (quidditas) материальной единичной вещи. Я выше писал об апельсинах, которые наш интеллект может вообразить и рассматривать их как отдельный вид познания. И может создавать себе понятия, такие как апельсиновый вкус или аромат. Если бы Фома жил в наше время и смог бы отведать пищевые добавки с тем или иным запахом и вкусом, но не содержащим оригинальных компонентов, он сказал бы, что мы добавляем в пищу «понятие». А эти понятия сформированы нашим интеллектом по чувствам и образам реальных вещей. То есть продавец продуктов с пищевыми добавками, который нарисует на продукте апельсин или лимон, а на самом деле создаст их из искусственно синтезированных веществ, создает в нашем воображении апельсиновый или лимонный вкус, тогда как на самом деле его там может и не быть, но по определенному сходству запаха и вкуса, наш интеллект формирует понятие того или иного фрукта.

Три этапа познания по Аквинату почти полностью совпадают с кейсами Элизабет Лофтус. Начиная с чувственного восприятия идем к образам и понятиям. Наша долгосрочная память основана на понятиях. Чтобы приблизиться к современному пониманию памяти, я буду поглядывать на человека, который учился во Львове и был учителем Жильсона – Стефан Свежавски. Кроме чувственного, вторым внутренним чувством есть пассивная память («imaginatio sive phantasia»). Слово «phantasia» здесь не означает воображения, оно происходит здесь от слова «imagines» – образы, которые, равно как и впечатление – «phantasma», собираются, хранятся в субъекте, имеющем чувственные познания. Мы сохраняем в себе не связанные между собой чувственные ощущения, а образы, созданные всеобщим чувством. Поэтому пассивная память является ящиком впечатлений. В ней ненадолго сохраняются аромат только что выпитого кофе. Мнение полностью созвучно Элизабет Лофтус. А дальше Аквинат говорит о реконструкции.

При точном анализе выясняется, что мы никогда не воспринимаем сразу весь образ, целиком, но мы способны только перебирать элементы данного способа один за другим и сравнивать их между собой. Здесь необходимо и внутреннее чувство, и память – чтобы связывать разные элементы в единую целостность и помнить, что они относятся к одному и тому же предмету.

Третье внутреннее чувство есть активная память (есть два латинских слова для ее обозначения: «memoria» и «reminiscentia»). Средневековые мыслители считали, что «memoria» присутствует животным, потому что у них тоже память. Человеческую память они называли «reminiscentia». Она не является способностью сохранения образов и представлений, но предназначена для извлечения, извлечения или проявления представлений, понятий по нашему выбору.

Итоги:

Память за Элизабет Лофтус имеет три важных этапа – чувственные впечатления, краткосрочная и долгосрочная память. Мнение Аквината в чем-то созвучно современной ученой, у него тоже наши впечатления начинаются с чувств, а дальше он говорит о пассивной и активной памяти. Их функции и свойства совпадают с мыслями Элизабет Лофтус. Но Аквинат идет еще дальше и говорит о познании. Начинающееся с чувственных впечатлений и поднимающееся к формированию образов и понятий. Это работа нашего интеллекта и памяти.

Святой Тома Аквинский не только великий учитель духовности, но и образец рационального мышления. Когда я стал интересоваться Средневековьем, настоящим открытием был именно Аквинат. Его размышления удивительно актуальны и вдохновляют нас заново открывать Средневековье. Его философские теории можно толковать современным языком, как это делает аналитический ученый и философ Элеонор Стамп в книге «Аквинат». Фигура средневекового монаха, теолога до сих пор волнует умы многих интеллектуалов. Его философия – это целебный источник из которого можно поиться мудростью и духовностью в наши тревожные времена.