Больше рецензий

MironGetz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2021 г. 13:09

978

5 Это действительно шедевр

Сложно писать рецензию о такой сильной книге. Поэтому буду краток.
В предисловии и послесловии книга подается очень смело — "пропущенный шедевр", "один из лучших романов, написанных в XX веке на русском языке", "лучшие слова в лучшем порядке", один из лучших романов, когда-либо написанных о Петербурге и так далее.
Поэтому брался за "Мальчика" с некоторой опаской.
По прочтении могу сказать: все процитированное выше — чистая правда.

Собственно, это все, что я хотел сказать о тексте.

Дальше пойдет длинная сноска. Благо в романе Стрижака примерно треть текста оформлена, как сноска.

Главное — не верьте тем, кто говорит, будто книга Стрижака пустая и пошлая. Еще — тому, что книгу сложно читать. Да, в ней не сразу обнаруживается фабула. Но интонация так много обещает, а инерция текста настолько сильна, что сначала на отсутствие разжеванной и в рот положенной фабулы внимания не обращаешь. Зато потом эта выуженная из текста фабула как любая доставшаяся трудом вещь становится тебе практически родной. Воспринимаешь все происходящее как историю, которая то ли когда-то произошла с тобой, то ли ты хотел, чтоб она произошла, то ли боялся, как бы не произошла. Короче, эмпатия полная. Очень похоже на эффект, который производит "Шум и ярость" в момент, когда ты перевернул последнюю страницу, увидел таблицу с датами основных событий романа, и эта матрица вдруг мгновенно наполняется жизнью, и всё по полочкам, и весь роман переживаешь заново, только на этот раз очень быстро и очень сильно.

Текст великолепен. Он как-то позволяет не читать слова, а сразу погрузиться в ощущения. Во время чтения почти все, описанное Стрижаком, я и видел, и слышал, и обонял, и даже осязал. Возможно, профессионалы (филологи и/или критики) скажут, что это не является достоинством текста, а, скорее, наоборот. Однако мне как читателю эти ощущения очень понравились. Несмотря на предложения, которые длятся по несколько страниц, книга отлично запоминается. Я теперь могу открыть ее на любом месте, пробежать несколько строк и, благодаря тем самым пережитым в первый раз ощущениям (оживают картинки, звуки, запах) сразу вспомнить, какие ощущения там будут дальше.

Правда, я подозреваю, что в моем случае глубина погружения обусловлена тем, что я очень люблю Петербург-Ленинград и неплохо ориентируюсь в его географии. Возможно, без "привязки к местности" обильные топонимические детали будут раздражать. Впрочем, с помощью онлайн-карт, панорам и карты со старыми фотографиями города (на снимке — одна из важнейших локаций, причем, место действия снято во время действия) эту проблему несложно устранить.

Ну, и очень жаль, что роман, по всей вероятности, не дописан. По крайней мере, сестра писателя сообщает, что даже опубликованные при жизни автора главы из второй части "Мальчика" бесследно исчезли.