Больше рецензий

Kristina_Kuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 ноября 2021 г. 15:12

2K

3.5 Учёный лицом к лицу со своим изобретением

Давно собиралась прочитать классическое произведение Мэри Шелли. Вот наконец получилось с ним познакомиться.

Впечатления остались смешанные. Часть меня приятно поражена, как молодая девушка смогла написать книгу, где поднимаются актуальные и сегодня идеи. Другая часть чувствовала утомление от многословия и чересчур витиеватого стиля книги. С одной стороны, для своего времени это смелая и оригинальная история. С другой стороны, на ней лежит отпечаток господствовавшего в литературе романтизма, не всегда это идёт на пользу повествованию.

Любопытна история создания книги. Мэри Шелли написала это произведение в течение нескольких месяцев, когда, вместе с поэтом Перси Шелли, гостила на вилле Байрона в Швейцарии. Байрон решил устроить что-то вроде конкурса. Каждый из его гостей должен был написать страшную историю. Так родился «Франкенштейн».

Но вернемся к книге. Многословие иногда мешало мне концентрироваться. История начинается с письма моряка. Он пишет сестре о том, что с ним приключается за границей кстати, путешествует он по России. И я только ближе к концу смогла полностью разобраться, как этот моряк и его письма соотносятся с главной историей и ее персонажами.

Местами повествование провисало. Описания природы, хотя и приятные, иногда утомляли. По этим и некоторым другим причинам не могу поставить книге высокую оценку. Но в этом обзоре хочу написать больше о том, что понравилось.

Перед этим один забавный момент. Я раньше думала, что Франкенштейн это и есть чудовище, созданное неосторожным уёным. В реальности это фамилия самого учёного-экспериментатора. Его зовут Виктор Франкенштейн.

Сюжет книги, наверно, многим известен. Франкенштейн молод и одолеваем стремлением как-то себя проявить в науке.

Таким образом, я знал, что должен был думать обо мне отец, и все же не мог оторваться от занятий, которые, как они ни были сами по себе отвратительны, захватили меня целиком. Я словно отложил все, что касалось моих привязанностей, до завершения великого труда, подчинившего себе все мое существо.

Результатом его усилий стало создание Монстра.

Тот выглядит крайне отталкивающе, настолько отталкивающе, что Франкенштейн сам испугался своего творения. В этом заключается основная дилемма. Мы в ответе за тех, кого мы приручили.

В нашем случае учёный не приручил, а собственноручно создал живое существо, которое мыслит, чувствует, страдает.

Вместо того чтобы взять ответственность за своё творение, он испугался.

Монстр, или как его еще называют Демон, старался быть хорошим и не причинять никому зла. До такой степени, что он даже хотел подружиться с одной семьей. Но его не приняли, оттолкнули. Внешнее уродство стало клеймом, дальше которого никто смотреть не хотел. Он вызывает у окружающих инстинктивный страх. Не будем спрашивать, откуда у "демона" появились представления о добре и зле, если никто его им не учил. Сделаем скидку на жанр.

Демон в дальнейшем причинит много зла невинным людям, но все равно мне было его жаль. Он не просил Франкенштейна себя создавать.

Надо сказать, что уже во время написания этой истории люди ощущали опасность человеческих экспериментов. Трудно заранее сказать, что получится и в каком направлении будет использовано новое изобретение. Фантастическое создание Франкенштейна показывает, что изобретение может выйти из-под контроля.

Виктору Франкенштейну придётся заплатить собственным счастьем и счастьем самых ему дорогих людей. Демон станет его страшным сном на долгие годы.

Сам Виктор, при всех описаниях в сентиментальном духе, показан довольно сложной личностью. Он разрывается между к любовью к родным и друзьям и своими отношениями с “чудищем”, попыткой с ним "договориться".

Мне не показалось, что в книге каким-то образом осуждается тяга к научным открытиям и экспериментам. Только дается предостережение, что надо быть осторожными и брать ответственность за творимое.


Комментарии


Мэри Шелли написала это произведение в течение нескольких месяцев, когда, вместе с поэтом Перси Шелли, гостила на вилле Байрона в Швейцарии. 

Что-то на "богемном")) как сегодня бы сказали)

Многословие иногда мешало мне концентрироваться.

Я так не люблю многословия...Мне проще читать сухой текст. Есть романы, которые, как стихи в прозе, я висну на них. Теряю нить, тону в словах.

А Франкенштейна очень жаль. Человек лезет везде, куда его не зовут, а беды потом у других


Что-то на "богемном")) как сегодня бы сказали)

Ага:)

Теряю нить, тону в словах.

Да-да, тоже не люблю витиеватость слога.Иногда он мне мешает разглядеть интересные идеи. Но в этой книге не помешал. Может потому что я была изначально настроена разглядеть смысл за фасадом слов ))

Человек лезет везде, куда его не зовут, а беды потом у других

Так и есть:(

Спасибо, что заглянула, Алёна!


Иногда он мне мешает разглядеть интересные идеи.

Недаром считается, что витиевато о чем-то говорит тот, кто сам в теме ничего не понимает)

И тебе спасибо, Кристина!)


Наконец-то ты написала рецензию на книгу, которую я читала.... правда, уже давно) Но помню достаточно, чтобы почти во всём с тобой согласиться. И про письма, и про описания природы, и, конечно, про ответственность изобретателя и обратную сторону научно-технического прогресса.

но все равно мне было его немножко жаль. Он не просил Франкенштейна себя создавать.

И такая мысль у меня была. К тому же, если я правильно помню, там так красочно расписаны страдания монстра (от первого лица?).

Спасибо за интересную рецензию и за то, что напомнила об этой книге, Кристин!)


Наконец-то ты написала рецензию на книгу, которую я читала

:) рада слышать )

про ответственность изобретателя и обратную сторону научно-технического прогресса.

Я думаю, этим книга сегодня и цепляет.

 там так красочно расписаны страдания монстра (от первого лица?).

Да-да, так и есть. Исповедь Монстра трогательная. Хотя как я написала, многое в ней странно звучит для современного читателя (непонятно откуда у него представления о правильном и неправильном, да и некоторые другие моменты).

Тебе спасибо за внимание и комменты, Ника!


Сделаем скидку на жанр.

Мне тоже показалось, что книга вызывает двойственные эмоции. Да, отпечаток времени, стиль... Но при этом затрагивается актуальная идея, и, что интересно, тема Франкенштейна и сегодня продолжает вдохновлять авторов.
Подумала о романе Ахмед Саадави - Франкенштейн в Багдаде
Есть ещё книга "The Frankenstein Papers", автор - Fred Saberhagen. Там, насколько я знаю, история рассказана с позиции монстра, созданного Франкенштейном. Т.е. такой ретеллинг)


тема Франкенштейна и сегодня продолжает вдохновлять авторов.

Спасибо за информацию, Ника. Не знала, что сегодня эта тема популярна.

Там, насколько я знаю, история рассказана с позиции монстра, созданного Франкенштейном.

А ты сама знакома с этими двумя книгами? История с позиции монстра может быть любопытна.


Не знала, что сегодня эта тема популярна.

А я, честно говоря, не очень знаю, откуда у меня инфа про эти книги :)
Нет, я их не читала и по крайней мере в ближайшее время не планирую. Но согласна, попытка отразить точку зрения монстра может быть интересна... Сейчас глянула аннотацию "The Frankenstein Papers". Вроде там фантазируется продолжение оригинальной истории - дальнейшая судьба монстра и флешбэки в его прошлое.


Вроде там фантазируется продолжение оригинальной истории - дальнейшая судьба монстра и флешбэки в его прошлое.

интересненько ) Ещё такое название серьезное, The Frankenstein Papers. Как будто что-то такое было взаправду. )