Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 марта 2013 г. 09:48

393

4

Сначала мне не нравилось совсем. Вот представьте:  начинаешь читать сказку по мотивам библейской истории о царице Савской, которая посетила царя Соломона, естественно, ожидаешь восточного колорита, а вместо этого царица, женщина эмансипированная и со строптивым характером, выдает такое:

«Предполагая этого Бога ревнивым, вы ограничиваете Его всемогущество; возводя в абсолют Его возможности, вы низводите знание к материализму. О царь! Предрассудки вашей религии рано или поздно станут преградой на пути человечества к вершинам знаний, они сломают крылья гению, и люди, умалясь, умалят до своего размера и Бога, а потому неминуемо придут к Его отрицанию».

«Материализм» и «предрассудки вашей религии»! И царь Соломон в каком-то там лохматом году до нашей эры выслушивает это от царицы Йемена, а автор утверждает, что он почерпнул эту историю в кофейне в Стамбуле в 19 веке. Или вот еще царь Соломон,  взирающий на процедуру отливки «медного моря» для своего храма, делает мастеру замечание: «Мастер, ... не теряйте драгоценного времени; вернитесь к вашей работе: я не хочу, чтобы, пока вы будете здесь, произошел какой-нибудь несчастный случай, в котором мы невольно окажемся повинны». Так мог бы сказать инженер по технике безопасности, но не царь Иудейский. «Все подмастерья – братья» и «все цеха имеют равные права» из уст чернорабочих оставляю без комментариев.

И вот когда, испытывая крайнее неудовлетворение от подобных словесных казусов, я продолжаю рассеянно следить за действием и совершенно неуместно размышлять, могли ли быть на мастере «гетры из тигровой кожи» (такая я зануда), происходит нечто неожиданное. Действие покидает Иудею и переносится в сферы подземные, и начинается уже металлургическая сказка – «духи огня», «хозяева металла», «сыны Каина», древний Адам ждет своего пробуждения («поднимите мне веки»). Тысячелетиями ведется борьба между «глиняными людьми» Адонаи и «огненным народом», несущим творческую искру, и наш мастер (строитель храма)  к этому причастен. В общем, гримуаром вас по тигелю, если начитаться алхимической литературы и отлакировать гашишем в Стамбуле, то такое развитие событий кажется уже вполне естественным.

С этого момента все идет очень живенько, сказка начинает расцветать, хотя совсем не так, как предполагалось. Тут и алхимия полов оказывается задействованной, «сыны огня» желают продолжиться при помощи царицы, интриги царя Соломона и работников (абсурдное, конечно, сочетание) придают остроту сюжету. В итоге, мне даже понравилось, так как я вполне благосклонна к мистической литературе, но тому, кто с пиететом относится к Библии, лучше не читать. Царь Соломон у Жерара де Нерваля – персонаж весьма неприятный, к тому же, он сбился с пути и плохо кончил.

Рецензия на книгу Жерара де Нерваля "История о царице утра и Сулаймане, повелителе духов" - www.ostrel.ru