Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2021 г. 13:30

355

1.5

Есть такой жанр на моих счетах - “современная русская графомания”, которая в юности очень отталкивала меня ото всех русских современных книг, но, к счастью, с годами я научилась вычислять паразита. В котиках был простой выбор - пройти по проторенной дорожке и взять “Призрака Опера”, безопасную классику или вытянуть кота в мешке в самом прямом смысле. И будет либо “маленькое, но прекрасное”, либо по-другому. К сожалению, с “Блюзом” вышло по-другому, несмотря на то, что большинство оценок и почти все рецензии на эту книгу - положительные.

С этим жанром у меня love-hate отношения. Большую часть времени вытягиваешь его по играм, и поэтому учишься пробираться сквозь эти болота: иногда помогает мачете критического анализа, иногда текст помогают и попадаются перлы, и разумеется, без старого доброго диагонального чтения никуда. Чем характерезуется это чтиво? “Хочется писать, а не можется”. Автор пыжится-пыжится, претендует на Великий Русский Роман или прочую лабуду, пускает пыль в глаза, а если поскребсти, то по сути даже старой доброй добротности нет - слишком много всего идет не так. К сожалению, эта претенциозоность на гранд-идею, или же супер сюжет, или на особый стиль, а иногда просто моменты, которые получились, могут поражать, а иногда даже влюблять многих читателей. И так получается много отзывов, рецензий, хвальбы… А те, которые не выдержали, проходят мимо. И ты, как муха, попадаешь в этот капкан.

***

О том, что будет такая печальная история, я могла догадаться уже с первых 10 страниц. Причина - главный герой, и по совместительству, рассказчик. Если вкратце - мудак-нарциссист, типичный абьюзер “а вообще я хороший мальчик”. Псевдо-интеллектуал, хипстер и “раньше времена были времена, а сейчас шлак один!”. А вообще я скромняжка и просто занимаюсь своими делами, и вам сейчас рассказываю простую историю. Ах, смс, ах телефония, ах интернеты и непонятные окружающие. Но вообще я со всеми схожусь, просто душевная организация у меня особенная. Чувствительная. Стоическая. Рациональная. Сентиментальная. А еще я защитник / великий судья (читай, мизогонист-шовинист-сексист в одном флаконе). С людьми у меня всегда авторитет, с позиции так называемой интеллектуальной силы я к ним подхожу (ага, чуть что не по царски, так в истерику, пассивная агрессивность, приправленная вечным принижением / уколами других людей, порой на ровном месте). И вообще я мужчина в самом расцете сил, красавчег еще тот, ну и скромняжка, разумеется. Себя хвалить нельзя - и это я не хвалил, а констатировал факты, и вообще я простой человек, просто особенный немного. Кульминацией такого нарцисса становится расцветание в откровении:

““Обо мне вполне можно снять кино. Подозреваю, что если будет толковый режиссёр, бюджет составит миллионов десять, а на главную роль возьмут… ну, скажем, Кеану Ривза… ну хорошо, хорошо, не Ривза, кого подешевле, из наших — Домогарова, Бероева, Хабенского, то фильм вполне можно будет смотреть. Готов поспорить, он получится даже интереснее того злосчастного «Первичного Бэтмена»

.

Кстати, если не поддаваться этим чарам и поскребсти нашего красавчега, очень часто это оказывается пустышкой и узколобым кретином, который понабрался всякого и научился пускать пыль в глаза. Разумеется, финал всегда предсказум. Герой всех спасает в самом настоящем иисуссово-рэмбовом-великомученническом стиле озаренного будды. Ну или что-то типа того. К сожалению, я очень хорошо знаю этот типаж, не только в литературе, но и в жизни, поэтому чую их за версту. Лучше таких обходить стороной, потому что даже друзьям / хорошим знакомым попадает по самое не балуйся. Взять, к примеру, подругу ГГ - Тануку, и как он о ней отзывался: “бедная немочь с дурацким прозвищем”, “мечта педофила”, “я думаю об этой девке, как о каком-то роботе”. Да и вообще все и вся вокруг него неудачники, неучи и идиоты. Типично. Даже случайным незнакомым на улице не поздоровится - надо же пропитаться своей особенностью, как шавка будет на них кидаться и искать изъяны.Обычно за спиной, разумеется. И разумеется, все всегда рассказывают бородатые шутки, а он один оригинальничает во всем.

пример
— Да мальчишка.
— Какой мальчишка?
— Да прошёл сейчас мимо, с мамой. Спрашивал у неё, кто такой Карл Маркс.
— А-а. — Танука оглянулась. — Ну и что?
— Ничего, — вздохнул я. — Просто я в его возрасте знал, кто такой Карл Маркс. Не говоря уже о том, кто такой Ленин.
— А кто такой Ленин? — на полном серьёзе спросила Танука.
От козырька бейсболки на лицо девушки падала густая тень, выражения глаз не было видно, а нарочно нагибаться и заглядывать в лицо мне не хотелось. Но, похоже, она не шутила и не издевалась.
— Дедушка Ленин — это тот, кто сто лет назад собрал всех богатых и сжёг, — мрачно сказал я.
Та ничего не сказала, только кивнула. Даже не улыбнулась. О времена…”
свернуть

К герою можно привыкнуть, потому что даже если бесит, то через какое-то время закрываешь глаза на все это мракобесие. Иногда в книгах это даже плюс, что герой бесячий. Но в этой книге с жанром тоже никак не сложилась. Вроде бы есть мистика, но ее не чувствуешь. Первая страшная сцена заставила меня реально хохотать от наигранности (чувак под наркотой закрылся в кабинке публичного туалете, его колбасит страшно, а ТАМ за кабинками какая-то нежить по типу звонка что-то делает, пугает; обычно должно быть страшно, но было так нелепо прописано, что страха и атмосферносте никакого… Зато улыбнулась), либо просто заставляет скучать, а когда начинаешь вспоминать - ничего кроме клише и непонятных диалогов нет. Автор / герой пытался философствовать. Ох, как он разогнался, конечно, сколько всего понаплел. Агрументация порой была на несколько страниц. Да вот только все это солянка из различных банальностей. Иногда даже поучал, в то время не было википедии, поэтому читателю нужно приготовиться к огромным выдержкам рандомных фактов по 10-15 печтаных страниц о музыке, странных событиях в жизни рок звезд и талантливых музыкантов, о черных собаках и мистических историй о них, и о всяком прочем. (10-15 страниц - это на каждую тему…) То, что в качественном фэнтези потихоньку и органично вводится, здесь просто выплескивается на тебя огромным фонтаном. И, разумеется, не обойдется без лирическсих отступлениях ни о чем, но обо всем, а на самом деле кухонные банальности обычного русского ворчуна. Если честно, книга Даны Борисовой была намного большим удовольствием в плане выдержки жанра, оригинальной мысли (когда та проскакивала) и честности, чем все это писалово. Это совершенно не комплимент Дане…

***

И, разумеется, технические моменты.
Сюжет, проработка персонажей - никакая. Есть кое-какая живость и колорит во второстепенных персонажах, но стоит начаться динамике и раскрытию персонажей, как все это горит адским пламенем и превращается в картонку. Сюжет вроде бы есть, но совсем непонятно что-почему-как, а кульминация и развязка - непонятный бред сумасшедшего с философией, лир отступлением и топорной мистике, о которой я написала выше.
Понять, где автор, а где рассказчик - очень сложно. По сути, было ощущение, что автор поставил себя в туфли персонажа и как бы писал от его лица вместо того, чтобы проделовать сложную работу создания отличного от себя персонажа, а затем проработки его личного и неповторимого внутреннего мира и отработки стилистики под это задачу. Но, разумеется, возможно это был такой авторский оригинальный ход.
Редактуры абсолютно нет. Я не уверена, что книга прошла даже один круг проработки-доработки. По сути в некоторых моментах даже пункутации не было. А фразы-паразиты (уточнения) и непонятные лирические и художественные отступления не были вырезаны совсем.

(“Шею девушки охватывал кожаный ошейник с шипами, на груди болтались миниатюрный мобильник и дырявый египетский крест (блин, всё время забываю, как он называется)”)

Речь вроде бы есть, но ее нет. Да, словарный запас хороший и получается прописать сленг / разных персонажей в диалогах, иногда даже атмосферность в прозе проскакивает, но… Но большая часть речи - пустая блогерная калька, язык ширпотреба. Будто бы клон, который слышали уже сто раз, типа как разговорная речь интеллектуала-простого паренька. Вычурные метафоры, скучность, единственный плюс - перлы, к которым если не относится серьезно, будет очень даже смешно. [1]

Есть ли плюсы у этого произведения? Не могут же хвалебные рецензии появлятся на пустом месте.
Да, я нашла. Но опять же - больше как идеи, чем как элементы. В некоторых моментах проскакивает атмосферность - город, природа, неформальная тусовка и ностальгия. Сам город Пермь очень сильно заинтересовал. Интересно бы было почитать побольше художке, где наша великая и прекрасная со всеми ее региональными богатствами и укромными уголками вот так вот препарируется, и получаются сказки, или же фентези, или же просто бытовуха. Все-таки интересно это. Джаз-музыка - этот пласт показался ни о чем. Скорее всего из-за того, что уже читала по теме намного более сильные книги (Sherman Alexie - Reservation Blues)).

Конечно было увлекательно разбирать такой треш по косточкам, но все-таки очень жаль четерых потерянных часов на такую книгу…

—————

[1]Перлы




“о сексе при нынешнем количестве сетевой порнухи дети узнают раньше родителей”

Это сломало мне голову. Дети узнают о сексе раньше родителей… Наверное, автор имел в виду больше, но кого волнуют эти детали?.. Если подумать логически, то дети никак не могут узнать о сексе раньше, даже если их родители знают только тык-тык, а дети - профессора сексологии… Но лучше логически не думать.

“Иногда я всё-таки жалею, что я врач: нельзя всё время раскладывать по полочкам весь мир вообще и человека в частности — не остаётся места для чуда, восхищения.
А может быть, и для любви.
Надо было идти на юрфак.”
Привет юристам.
Занавес.
свернуть

Спасибо котикам за то, что вдохновили написать рецензию. Ни одного разгрома на странице книги, а кто-нибудь ведь попадется в эту засаду! Чего не сделаешь ради любимой котландии.

Комментарии


Абсолютно согласен. Не понимаю, как человек, написавший богический цикл про Жугу, мог выдать вот такое вот... непонятное... нелепое... унылое... блин, я даже не знаю что это и как его назвать. Городского фэнтези не о столице у нас не так и много, и если хотелось углубиться в эти родные легенды, то можно было это сделать намного лучше Q__Q


после этой книги зареклась на автора смотреть. слишком сильна травма оказалась)
а про городское фэнтези - согласна. Очень жаль, что региональный фольклор обычно как-то сторонкой проходят, хотя в последние годы вроде бы как лучше становится.


Не, ну Жуга-то хороший. На Ведьмака похож


проблема в том, что мне ведьмак все нравится... кроме книги) Даже купила 4 книги в таком хорошем издании, после игры/сериала. Но после первой книги огромное разочарование, поняла, что точно не мое, хотя мир все равно понравился) Вот буду ждать пока сериал закончат. Или еще в третьего ведьмака играть.


Ого... вау =D ладно, бывает