Больше рецензий

9 ноября 2021 г. 10:25

186

5

«Красавец мужчина» - пьеса, не ставшая популярной при жизни драматурга, была незаслуженно забыта и в советское время. Столь длительная пауза объясняется, наверное, не отсутствием интереса театрального мира к этому, не имеющему громкой сценической судьбы (правда, успешно экранизированному в 1978-м) произведению. А, вероятно, ожиданием подходящего случая для того, чтобы оно «прозвучало» в полную силу.
И для этого не найти лучших дней, чем наши, с их культом материальных ценностей. Поскольку главный конфликт, как и во многих других пьесах Островского, все тот же- конфликт власти денег и любви. Поэтому в сегодняшнем зрительном зале пьесы Островского «отзываются» наиболее ярко.
Центральный персонаж пьесы - красавец, щеголь и авантюрист, а, если говорить современным языком, «мачо», манипулирующий женскими чувствами ради большего дохода. Красавец - один-единственный на маленький провинциальный город Бряхимов, поэтому все дамы по нему сохнут и обмирают. Островский и имя подходящее герою дал - Аполлон. Немудрено, что в его сети попалась главная героиня. Зоя Окоемова - почти девочка, смотрящая на своего очаровательного мужа сквозь «розовые очки».
Несмотря на простоту сюжета, по форме пьеса сложна. Она вбирает огромный жанровый срез: наряду с остроумной комедией и опереточной искрометностью, здесь и лирическая, драме, и приемы драматической оперы с экспрессивными монологами. Хочется отметить тонкость стиля: едва заметная ирония переходит в колкую сатиру, внешне водевильный анекдот постепенно приобретает гротескные черты, и комическое действие стремительно переходит в драму человеческих отношений, приоткрывая подлинную трагедию общества, теряющего в погоне за «золотым тельцом» нравственные ориентиры. Беззаботность «красивой жизни» оборачивается жуткой изнанкой – среди серых «скелетов» зданий и крестов «элита» общества оказывается толпой зомбированных идеей наживы бездушных «живых трупов», требующих от жизни: «денег, денег, ДЕНЕГ!». Этот дикий водоворот зла и порока грозит втянуть обманутую, разоренную и униженную супругом добросердечную Зою.
Но чем ближе финал, тем яснее проступают в ее характере черты женщины волевой, сильной, преодолевшей множество испытаний.
В этом драматическом развитии характера и проявляется мастерство позднего Островского.