Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2021 г. 10:22

345

3 КАЗЫМСКОЕ ВОССТАНИЕ ХАНТОВ

Роман посвящен описанию зверств Красной армии в ходе подавления Казымского восстания хантов и ненцев в 1933-34гг. Расстрелы мирных жителей, изнасилования, убийства детей, варварские пытки и всяческие прочие мерзости зимней войны показаны реалистично и жестоко, книга является хроникой трагедии остяцкого народа, выраженной через судьбу Матери Детей – души остяцкого народа, теряющей всю свою большую семью под выстрелами и бомбами ненавистных красных. Ее судьба созвучна с одной стороны судьбе царской семьи, спасти которую пытался Белый полковник, олицетворяющий чистую сторону русского народа, а с другой стороны – Божьей матери, икона которой является символом святости и надежды. Основанная на христианско-языческой традиции северная притча написана не без таланта, просто и эффективно.

Однако не так уж совсем и просто. Позвольте привести пример немного из другой области: один известный отечественный режиссер снял фильм о кавказском абреке, борце с российской империей, в котором содержится сцена насилия над его невестой со стороны взвода русской армии. Разбирающиеся в истории кавказской войны прямо указали режиссеру на отсутствие упоминаний о данном историческом факте. Но ведь такое могло же быть, отвечает режиссер. Так почему бы не помочь историческому процессу и немного не сгустить краски? В книге Айпина в глаза бросается подобное же мифотворчество. Красные показаны как дьяволы в человеческом обличье, их девушки – как потаскухи, убийство, ложь и двуличие - вот их самоцель. Им противопоставлены верные национальной традиции остяки, и белые – борцы за прежнюю Россию. Рассуждения автора о революции приводят его к мысли о том, что русские убивали русских для того, чтобы «небольшая группа каких-то проходимцев получила власть, засела в Кремле и правила обезглавленным и обезличенным русским народом, точнее тем сбродом, что остался от народа». Повторяется множество штампов о гражданской войне типа «озверевшие мужики разграбили имение, а библиотеку и картины сожгли». Или: «воспользовались враги доверчивостью и человечностью русского государя Николая», которого, видимо, за эти качества народ (в авторском смысле – сброд) и прозвал «Кровавым». Тем не менее, Белый полковник все же понимает, что есть и его вина за гибель Родины – не смог дать народу достойной жизни и несчастные растоптали его Россию. Без сомнения, алчность и высокомерие элиты – первейшая причина русского бунта. Не следует забывать, что в гражданской войне победили дети и внуки крепостных рабов – за два поколения такую память не сотрешь.

картинка Githead

Очень благодарен книге, подтолкнувшей ознакомиться с соответствующими историческими фактами. В советской историографии данные события именуются Казымским мятежом и стоят в одном ряду с Таймырским восстанием, двумя ямальскими, (причем одно состоялось в 1943 году), казахским и алтайским восстаниями. Причиной, вызвавшей массовый протест, стало безвозмездное и произвольное изъятие оленей, попытки расколоть население по имущественному признаку, а также искусственное насаждение коллективных форм хозяйства. Так называемые «перегибы» коллективизации и раскулачивания. Каток, жестоко прошедший по всей стране, сломавший и убивший многие семьи совершенно безо всякого национального признака. Еремей Айпин указывает на то, что «неразумное вторжение властей в привычную жизнь северян, принудительное разрушение традиционного уклада хозяйственной деятельности вызывало острое недовольство коренного населения. Недовольство росло и достигло апогея, когда под предлогом борьбы с суевериями были репрессированы 150 шаманов, ликвидированы туземные советы, лишены избирательных прав часть зажиточных и авторитетных соплеменников». У руководителя восстания было стадо в 168 оленей, его движущей силой являлись сильные шаманские кланы, а непосредственной причиной жестоких репрессий стало убийство восставшими заложников из числа партийных работников. В г.Березове погибшим установлен «Памятник жертвам Казымского мятежа, которые устанавливали советскую власть на озере Нум-То». Айпин в книге вскользь пишет об этом, упоминая, что «группа пропала без вести. Позднее выяснилось, что вся она погибла», в том числе и «комиссарша Ш.» Именно так в тексте, «Ш.» Под этой буквой скрыто имя Шнейдер Полины Петровны (Пинхусовны) - уполномоченной Уралобкома партии, известного партийного деятеля. Члены группы, взятые в заложники, были избиты, задушены и скальпированы шаманами по велению богов.

Учитывая, что серия издательства «Амфора» цинично называется «Будущие нобелевские лауреаты», ясно, что книга для серии выбрана идеально: представитель коренной народности Севера пишет о массовых репрессиях Советской власти против своего народа на нефтегазовой территории, имеющей без преувеличения общемировое стратегическое значение. Кстати, по книге был и фильм снят Олегом Фесенко «Сага о хантах». Можно увидеть зверства коммунистов в ярких красках - красная кровь на белом снегу. Также эта тема поднимается и в фильме Алексея Федорченкова "Ангелы революции".

Прочитав книгу, можно предположить, что ее написал несгибаемый борец не только с советской властью, но и вообще с русской колонизацией Севера, диссидент и партизан, как минимум узник совести. Вот карьера Еремея Айпина: учёба в Литературном институте имени А. М. Горького, заведующий отделом научно-методического центра Отдела культуры Ханты-Мансийского автономного округа, член Союза писателей СССР, депутат Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа, член бюро Окружкома КПСС, народный депутат СССР, представитель Президента РФ в Ханты-Мансийском автономном округе, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа, ордена, звания, благодарности, кандидат исторических наук. Но то, что писатель с какого-то времени стал придерживаться жесткой национальной позиции не вызывает сомнений, достаточно прочитать его работу «О сохранении государственности обских угров, остяков и вогулов для будущих поколений».

Вывод: "Познавательно". В достаточно серьезной монографии О.Д.Ерныховой "Кызымский мятеж" указывается как минимум на два случая обстрела с воздуха из пулеметов. Сбрасывали ли советские самолеты бомбы на остяцких детей, или это все выдумки Айпина, сказать сложно. Одно не вызывает сомнений – в историю освоения Севера писателем вписана достаточно мрачная и черная страница. Именно по этой книге будут судить об отношении советской и российской власти к коренным северным народам, можете не сомневаться. Мне это напоминает историю с «Раскрашенной птицей» Ежи Косински, живописавшего ужасы польской деревни. Ну да Вы знаете, чем там все закончилось.