Больше рецензий

5 ноября 2021 г. 09:54

556

4 Спойлер

Ох уж эта мне русская классика. Нельзя просто так взять и прочитать и не проникнуться, не зависнуть на несколько дней. Ты садишься за Гончарова спустя, наверное, 13 лет после чтения в школе Обломова и думаешь - не, в этот раз я сделаю всё по своему, я буду относится как к обычным книгам, к современным, я просто прочту и не буду ничего анализировать.
Ну да.
В школе я была ударницей литературы. Читала абсолютно всё, писала топовые сочинения, тетрадки с которыми беспощадно выбрасывала в конце учебного года, а жаль. Вот и сейчас во мне включился тот ботаник, но я буду держать себя в руках.
Итак. Третий, заключительный роман "трилогии о русской жизни". Монументальное двадцатилетнее дитя, повествующее о русских идеалистах, об угасающей эпохе. Хотя, когда о русской классике говорят "монументальное", все мы знаем, о чём думаем :)
Вступление у Ивана Александровича долгое. Хотелось бы сказать, что мы медленно погружаемся в роман, но нет. Нас сразу, как с обрыва пинком в спину, бросают в отношения Райского и Беловодовой. Хотя, какие там отношения? Беспокойное хозяйство Райский без конца пристает к вдове во имя своих опытов. Не получая подтверждения своим измышлениям, он сбегает, бросает начатое как и всегда. А сбегает он в своё поместье. надеясь найти покой своему шилу и заняться уже романом. Но нет, какой там. И здесь, в Малиновке, Райский перестает быть главным героем. Мы смотрим как он пытается ставить опыт над Марфенькой (честно говоря, эта их последняя сцена - одно из самых неприятных мест в романе для меня), затем переключается на Веру. Вот уж точно шило в одном месте. И ты думаешь, ну кто же следующая жертва? Ульяна? Полина, простихоспаде, Карповна? А Иван Александрович говорит - да погоди, счаз начнётся экшен. И он да, начинается. Не марвеловский, но русско-классический.
Оказывается, пока Райский занимался своими изысканиями, настоящая драма разворачивалась у него под носом. И Райский не наш главный герой, он отходит в сторону, чтобы стать не звездой танцпола, но тем, кто с бумажными помпонами болеет на скамейке.

Впечатлена ли я? Помилуйте, русская классическая литература подобна любой другой классике искусства, растиражированной или не очень - она либо нравится, либо нет. Она грандиозна, она поднимает всегда стопицот вопросов. И Обрыв - это не просто история о дядечке, который приехал в свою деревню и офигел. Это история об окончании эпохи. История о самом Гончарове, который не пытался ухватить новое время, но пытался зафиксировать уходящее.

Прочитана в рамках погони за значком «Читаем Россию».

Комментарии


Про Карповну, улыбнули)
Спасибо за прелестную рецензию.
Интересно, в ваших школьных, утраченных сочинениях был столь же игривый и свободный тон как в этой рецензии?)


Что вы. Подростковый максимализм - это одновременно и достоинство, и недостаток, омрачающий чистоту юного разума.
Тогда мои сочинения были лучшими, но сейчас, я уверена, они показались бы плоскими. Что в 15 лет можно знать о душевных метаниях? Ничего, как и в 30 лет. Но с первыми сединами всё же какой-никакой опытец накоплен. Он жалок и соплив, но его можно прикладывать как стетоскоп к классике и пытаться хоть немного её прочувствовать. В школе к классике ты прикладываешь только желание иметь балл повыше.


Прекрасная рецензия, и по делу, и посмеялась)