Больше рецензий

3 ноября 2021 г. 19:30

351

4

Когда я выбирала книгу для прочтения из подборки, «Изящное искусство смерти» привлёк меня в первую очередь своей обложкой, а уже затем аннотацией. Глядя на обложку, мне представлялся этакий мрачный роман, пробирающий до мурашек. Не все ожидания оправдались, но роман оставил после себя приятное впечатление и желание продолжить знакомство с героями в следующих книгах.
Действие романа происходит в Викторианской Англии. Я не берусь судись, насколько достоверно описано всё с исторической точки зрения (но я читала, что Дэвид Морелл проводил исследования), но на мой вкус автору удалось передать атмосферу того времени. Чувствуется чопорность и некоторая закостенелость общества, большой разрыв между слоями общества, при этом всё время неуловимо присутствует ощущение неминуемости изменений. Автору очень хорошо удалось показать, насколько светский Лондон отличается от Лондона уличного, два отдельных мира. Возможно, описания покажутся несколько утрированными, ведь светский мир представлен только видным политическим деятелем, а уличный Лондон - бездомными нищими и проститутками. Две крайности одной действительности. Но и в таком «хождении по краю» есть своя притягательность.
Сюжет романа не отличается особой оригинальностью. Загадочного убийцу вдохновляет книга Томаса Де Квинси, в которой описаны убийства, совершённые почти 50 лет назад. Настолько подробно и в некоторой степени даже с восхищением Томас описывает злодеяния, что у полиции возникает к нему множество вопросов. Читать о том, как работают первые английские детективы в условиях практически полного отсутствия уголовных законов, для меня было захватывающе. Всё, чем они могут руководствоваться, это логика и собственный опыт. При этом они ещё должны и как-то сдерживать людей, которые настолько охвачены страхом, что готовы убивать и калечить любого мало-мальски попадающего под описание.
Именно по этой причине у одного из главных героев возникают постоянные проблемы. Ведь детектив Райан ирландец. А в Лондоне того времени ирландцы считаются виновниками всего происходящего. Вообще герои романа довольно интересные, но для меня несколько однобокие. Констебль Беккер честный, амбициозный в лучшем значении этого слова, трудолюбивый, неглупый – в этом описании не хватает какой-нибудь нехорошести, которая бы сделала констебля более реальным и живым. При описании Томаса Де Квинси очень много внимания уделяется его пагубной привычке, глубине его падения и неспособности обеспечить собственное семейство, что упускаешь моменты его человечности. Самый живой персонаж, на мой взгляд, Эмили. В ней органично переплетены дерзость, непокорность и удивительная доброта и гуманность. Что же касается злодея, то он представляется мне манекеном. Несмотря на описанное прошлое, попытки объяснить мотивы, он всё равно не оживает при чтении романа.
Написан роман простым, несколько резким языком. И этот язык удивительно соответствует описываемому действию и эпохе. Если бы автор попытался расцветить описания, «Изящное искусство смерти» потерял бы очень многое в своей атмосфере.

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света"