Больше рецензий

2 ноября 2021 г. 22:12

607

3 Вышел ангел на крыльцо

Берясь за эту книгу, я ожидала интересной эпичной истории в не так часто встречающемся сеттинге христианской мифологии. Оправдались ли мои ожидания? Ну как сказать...
Книга начинается с эпичной картины создания Земли. Бессмертные ангелы надзирают за сотворением планеты. Внезапно пробуждается древнее зло и происходит эпичная битва с кучей пафоса и самопожертвования.
Казалось бы, ничего не предвещало, но... Первые звоночки зазвенели почти сразу: упоминается, что один из персонажей одет в дорогие одежды и живёт в богатом дворце. Извините, но каким образом сверхъестественные, неземные существа определяют дороговизну чего-либо? У них что, есть товарно-денежные отношения? Вы не поверите - таки да, есть. У них есть цивилизация, экономика, производство, сельское хозяйство, товарно-денежные отношения, сословные отношения, правительства и всё прочее. При этом ангелы могут запросто перемещаться сквозь звёзды до самой границы Вселенной, которая, кстати, натурально приводится в движение шестерёнками(это не метафора). И это подаётся буквально в соседних главах: вот герой несётся через космос, минуя планеты и галактики, а вот он обсуждает политические вопросы типа дефицита бюджета ангельского царства в следующем квартале(я утрирую). От этого возникает настолько сильный диссонанс, что остаётся только прикладывать руку к лицу.
И такими диссонирующими моментами пронизана вся книга: ангелы в расшитых золотом туниках соседствуют с любителями носить бейсболки и военные ботинки; с одной стороны у нас тут рыцари с мечами, но и коммандос(!) с огнестрельным(!!) оружием тоже целая толпа; ангелы выбирают на рынке картошку и брюкву; демоны пьют пиво в тавернах; а потом они все вместе рвут на куски пространство и время. Может быть автор надеялась, что таким образом она сделает мир своей книги более понятным и приближенным к читателю, но на деле это не вызывает ничего, кроме кринжа. Подобная обыденность просто разрушает всякую правдоподобность. Самый мощный момент для меня был на описании того, как ангел достал самокрутку и закурил. Мне даже несколько раз пришлось перечитать эту строчку, чтобы убедиться, что она там действительно есть. И, похоже, автору очень понравилась эта идея, потому что дальше персонажи курят постоянно, и даже обсуждают, какие сигареты лучше. При этом не даётся никакого обоснования, зачем вообще они это делают.
Это большая проблема для книги: ангелы из вечных, сверхъестественных существ, которые над миром и над мирской суетой, низведены до обычных смертных. Проблема даже не в том, что они, как смертные, едят, пьют, курят и занимаются сексом. Как я и упоминала: экономика, товарно-денежные отношения, ангелы-крестьяне и ангелы-рыбаки, Люцифер, казну которого в очередной раз ограбили, типичные фентези-таверны с барменами и пьяными дракам - это ставит огромный жирный крест на так тщательно выписанным госпожой Коссаковской мире. Ангелов вполне можно было бы заменить на светлых эльфов, а демонов - на темных, и ничего бы не изменилось. Зачем было городить такой огород из библейских терминов и выстраивать мир буквально размером в целую вселенную - не понятно.
В сравнении с этим сущей придиркой выглядит то, что ангелы, кроме своего бессмертия и наличия у некоторых(не у всех) волос и глаз неестественной окраски, чисто в плане биологии ничем не отличаются от хомо сапиенсов. У них есть крылья, на которых они не летают, предпочитая ездовых животных(кони для хороших, драконы для плохих), и которые им никак не мешают(если подумать, для существ, имеющих две здоровенные фиговины за спиной, даже сесть на какое-нибудь кресло будет сложной задачей). Ангелы болеют, страдают от ран и похмелья. Матерятся буквально в каждой реплике (любимые слова в лексиконе крылатых небожителей - "задница" и "с*ка"). Возможно, единственной интересной идеей стало то, что ангелы не имеют семей, а детей воспитывают коллективно, но эта идея ни имеет никакого развития и упоминается только вскользь. Опять же возникает вопрос: почему? Почему именно ангелы, а не какие-нибудь эльфы или обычные люди?

Персонажи в книге не прописаны от слова совсем. Формально у нас есть главгерой: Даймон Фрей, мрачный брутальный красавец, эдакий Алюкард из Каслвании, метущийся байроновский антигерой. Он был несправедливо обвинён, казнён и воскрес(wait what?), после чего повышен Богом до звания ангела Разрушения. Вроде как одним движением он может разрушать целые миры, но как он сам к этому относится - мы не узнаем.
Для него это просто работа и относится он к ней...никак. Фрей может только делать колкие язвительные ремарки и выдавать пафосные речи в духе Бэтмэна. На этом его характер всё.
Кроме Фрея у нас есть целый миллиард других персонажей, которые отличаются только цветом волос и титулом. Бьюсь об заклад, вы никогда не скажете, чем отличается Рафаэль от Рагуэля или Разиэля. Есть Габриэль, который... эээ... главный там у них. Есть ещё Люцифер, который вроде как не самый плохой парень; Асмодей, который сначала его подсиживает, а потом нет. Есть главная ангелица, линия с которой может соперничать с "Игрой престолов" по количеству интриганства. Опять же возникает вопрос: почему не выписать по-нормальному пару-тройку персонажей, а остальных не задвинуть на дальний план? По какой-то причине Коссаковская для каждой конкретной сюжетной функции выдает нового персонажа... А то и целый десяток.
Например: основной сюжет крутится вокруг похищения волшебной книги. У нас есть полдюжины "главных героев"(Разиэль, Габриэль, Азазель, Воланд, Коровьев, Фагот и Бегомот), которые, в свою очередь, привлекают к поискам книги целый отряд коммандос(да, они действительно называются "коммандос", ангельский спецназ), в котором уже два десятка персонажей, и для каждого нужно придумать цвет волос, имя и титул. Коммандосам противостоит отряд "темных", для каждого из которых тоже нужно придумать цвет волос, имя и титул. Потом этим двум фракциям начинает противостоять третья, для которой... ну вы поняли.
В общем, это настолько перегружает повествование ненужными подробностями, что через некоторое время в глазах начинает рябить ото всех этих бесчисленных "%username%-элей", и единственное, что ты можешь вспомнить про очередного из них - это то, что у него волосы синие и зачесаны назад.

Кроме персонажей-функций очень напрягает изобилие различных "роялей в кустах", которые используются только по сюжетной необходимости. К примеру, если персонажам нужно обсудить какой-нибудь вопрос, пафосно сидя в кресле с бокалом вина - они будут через полстраны тащиться пешком для личной встречи. При этом у них есть магические девайсы с функцией видеосвязи, которые внезапно достаются из кустов, когда этого требует сюжет. Точно также и с перемещением в пространстве: когда не нужно - у нас долгое путешествие с подробным описанием окрестных пейзажей; когда нужно - появляется возможность телепортироваться в нужную точку безо всяких хлопот.
Жанр произведения скачет как резвая кобыла. Начинается оно как высокое фэнтези, которое вдруг внезапно, безо всякого предупреждения, превращается в боевик про спецназ, потом в городское фэнтези, потом снова в боевик, или ромфан, или "игропрестоловские" дворцовые интриги... Привыкнуть к этому абсолютно невозможно.
В общем, видно что автор нарезала в этот винегрет слишком много ингредиентов: слишком много персонажей, слишком обширный мир, слишком много жанров, описаний и детализаций. Все накручено и перекручено так, что она сама в этом потом не смогла разобраться. Печально, ведь я действительно ожидала добротное фэнтези про крылатых созданий.