Больше рецензий

22 февраля 2013 г. 17:50

77

4

Могут присутствовать спойлеры
Автору моего любимого «Гарри Поттера» явно надоело писать сказки. Единственное сходство «Случайной вакансии» с Поттерианой проявляется в характерах персонажей. Каждый герой представляет собой не просто отдельно взятого человека, а определенный тип людей, поэтому многие черты характеров намеренно утрированы. Я вообще очень люблю подобные книги. Книги, в которых говорится неприкрытая правда, порой грязная и неприятная, книги, которым веришь. Во время чтения у меня в мыслях всплыла картина доски из детективных фильмов, на которую клеится много фотографий людей и мест, а потом все они соединяются линиями с пометками. Так и здесь, сначала не понимаешь, зачем нам рассказывают про всех этих людей, вроде бы никак не связанных. Но потом, ниточка за ниточкой, они связываются в прочный клубок вранья, лицемерия, грязи, любви и преданности. Иногда мысли героев были противны, но потом, вспомнив собственные невысказанные размышления, я меняла мнение. Возможно, я бы не испытывала радостного возбуждения от возможности первой рассказать о смерти человека, который мне не слишком нравился, но и сочувствие вряд ли бы проявила. Так уж принято, прикрывать грязные мысли красивыми словами. Можно заставить себя не думать о чем-то, что противоречит собственным принципам, но нельзя помешать мелькнувшей мысли, которой порой сам устыдишься. Собственно говоря, единственным «чистым» персонажем является покойный Барри Фэирбразер. Ему одному действительно было дело до Пэгфорда, Филдса, больницы и Кристал Уидон. Он вкладывал всю душу в свои занятия, проекты, идеи. Остальные же были лишь его последователями или противниками. Но, возможно, такое впечатление об этом персонаже сложилось из-за того, что его характер раскрывается через воспоминания других людей, а его истинных мыслей и мотивов мы не знаем. Вообще, в «Случайной вакансии» четко выделяются два отдельных мира со своими законами, порядками и обязанностями: мир подростков и мир взрослых. Взрослые далеко не всегда понимают серьезность проблем детей, а дети отказываются понимать проблемы взрослых. Гайя не понимает привязанности Матери к новому парню, а Кей - как дочери тяжело жить в таком маленьком городке после родного Лондона. Парминдер вместо того, чтобы поддержать свою менее талантливую дочь, наоборот ругает ее, игнорируя проблемы девочки и ввергая ее еще глубже в депрессию и отчаяние. О Пупсе вообще отдельный разговор. Подросток, с претензией на гениальность, никогда не знавший проблем, живущий в достатке и довольно неплохой семье, хоть и со своими странностями. Он, как говорится, с жиру бесится. Захотел «настоящей жизни». Думал, что это так здорово, интересно, «аутентично». Но сломался при первом же контакте с реальной жизнью, с настоящей бедой, коснувшейся его.

Спойлер

Конец напомнил «Великого Гетсби» наоборот, потому что Гетсби был нужен людям при жизни, а к Кристалл и Робби окружающие прониклись теплыми чувствами лишь после смерти.