Больше рецензий

DenisFedirko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2021 г. 12:04

1K

5

Почему Александр Блок – потомственный аристократ, подлинный русский интеллигент – приветствовал русскую революцию? Почему даже после того, как в революционном огне сгорело Шахматово (вместе с семейными реликвиями и бесценной библиотекой), он не изменил позитивного отношения к событиям 1917 года?

Эти вопросы задавали себе многие исследователи творчества поэта, критики и литературоведы. Ответил на них сам Блок – стихами 1905–1916 годов: «страшный мир» стал настоящим молохом; чудовище начало нравственно уродовать людей, а потому, как понимал поэт, преобразования (причем радикальные) были необходимы. Знал он при этом, что неизбежны издержки, трудности, однако слишком велико было желание Блока увидеть крушение «страшного мира».

В поэме «Двенадцать», как это ни парадоксально, поэту-символисту удалось создать необыкновенно реалистический образ революционной эпохи. Картины действительности стали философскими полотнами именно потому, что были наполнены глубоким аллегорическим значением:

Ветер, ветер –

На всем божьем свете.

Этими словами начинается поэма, и уже здесь цветовой и эмоциональный фон свидетельствует о противоречивом, хаотичном характере событий, которые легли в основу сюжета. Устойчивые символы «черный – белый» призваны передать контраст ощущений лирического героя. Они соответствуют оттенкам двух стихий, сошедшихся в схватке.

Ветер – лейтмотив поэмы, он ассоциируется с благостными переменами. Иногда образ усиливается олицетворением («Гуляет ветер»), так рождается художественный параллелизм: разгульная, раздольная, вольная, разудалая сила революционных масс сравнивается с гуляющим по России ураганом.

Лирического героя страшит эта стихийность, бесшабашность апостолов революции. Неслучайно третью главу поэмы Блок стилизует под народную разбойничью песню, которая заканчивается обещанием утопить мир в крови, уничтожить его огнем.

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Вот она, пугающая правда революции. Во время любых судьбоносных событий неизбежны и человеческие жертвы. Образ убитой Катьки символизирует бессмысленное, безрассудное кровопролитие, сопровождающее смутную эпоху. Поэта настораживают безудержный разгул голытьбы, зверство и мародерство – спутники революционного времени. Блок не приемлет бессмысленного убийства, хотя и признает необходимость жестких методов борьбы со старым миром.

О том, что изживший себя строй нуждается не просто в изменении, но в уничтожении, автор не сомневается. Отсюда и негативные символы, олицетворяющие прошлое: «паршивый», «пес безродный», «черный вечер». Закономерно появление в поэме персонажей, с которыми связано представление о «страшном мире»: писатель-вития, поп, бродяга, буржуй. Между тем и люди, представляющие в произведении революционную силу, отнюдь не совершенны. В их понимании свобода приближается к анархии – она «без креста», а потому диктует один из самых страшных лозунгов революции:

Пальнем-ка пулей в Святую Русь…

Может, и хороша декларация «Вся власть Советам», но Блок убежден: к заповедям, продиктованным сиюминутными потребностями, нужно добавить и те, что когда-то провозгласил Христос.

Образ революционной эпохи в поэме очень противоречив. Отразить это – одна из главных задач автора, реализуя которую он использует возможности полилога. Кажется, что ветер разносит над Русью голоса разных людей. Вот «старушка убивается – плачет», ее волнует не будущее, а настоящее: нужно кормить и одевать ребят. Еще одна реплика, вызванная растерянностью, страхом, дана без ссылки на персонаж: «Ох, Матушка-Заступница!». Ей вторит другой крик из толпы: «Большевики загонят в гроб!»

Значит, не только лирический герой, который ассоциируется с образом автора, видит положительные и отрицательные стороны революции – они заметны простому человеку, попавшему в вихрь эпохи. Оказавшись на перепутье истории, люди ищут знаки свыше, за которыми следует идти, и поэт помогает их увидеть: он оставляет позади революционной колонны голодного пса – уродливый, полуразложившийся, побитый молью нищеты старый мир, а двенадцати апостолам нового времени дает путеводную звезду:

«В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.»