Больше рецензий

AyaIrini

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2021 г. 06:16

518

4

Сначала немного об авторах произведений, вошедших в сборник:
Новалис - немецкий писатель, поэт, мистик, родился в Саксонии (1772-1801).
Людвиг Тик - немецкий поэт, писатель, переводчик и драматург эпохи романтизма, родился и умер (1773-1853) в Берлине.
Эрнст Теодор Амадей Гофман - родился в Пруссии, жил в Берлине (1776-1822), немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист.
Как пишет редактор одного из изданий "Ночных бдений", псевдоним "Бонавентура" принадлежал Шеллингу, и при жизни философа никто не сомневался в его авторстве.
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) - немецкий философ, один из главных представителей немецкого идеализма.
Хочу отметить, что знакомство с данными немецкими авторами эпохи романтизма и идеализма - это довольно интересный опыт, поскольку во всех произведениях этого сборника, так или иначе, присутствует философская концепция о человеке, который познает себя, преодолевает преграды на пути к единству своего "я".

Генрих фон Офтердинген Этот роман начинается со снов о голубом цветке и представляет из себя некое подобие сборника сказок, преданий и песен, объединенных в один общий сюжет. Генрих во время путешествия встречает разных людей, которые и делятся с ним известными им историями. Во всем чувствуется двойной смысл, символизм и аллегория: начиная с пресловутого Голубого цветка, заканчивая Атлантидой. Произведение содержит очень много сносок, они интересные, так как не только проясняют некоторые моменты, но и дают пищу для размышлений. Не будь их, сложно было бы заметить двойной смысл у некоторых простых, казалось бы, фраз. Дотошный читатель может даже приобщиться к откровению о том, что философский камень можно отыскать только в самом себе и с его помощью превратить свою жизнь в чистое золото. Вот что на самом деле искали средневековые алхимики! Даже если не обращать внимание на эту двойственость в тексте, можно просто насладиться неплохими любовными историями и песенками. Вторая часть менее сказочная, больше философская с духовным уклоном, но она содержит всего две главы - роман не окончен.

Людвиг Тик о продолжении романа Из этого очерка становятся понятны грандиозные планы автора "Генриха фон Офтердингена". Вторая часть данного романа должна была погрузить читателя в монастырские тайны и даже частично посвятить в секреты волшебства и магии, которыми владели монахи. Позднее Генрих должен был попасть в царство Софии, где действительность подобна сказке и где герой познает истину.

Гимны к ночи Лирические зарисовки на тему Света и Тьмы. На первый взгляд, совершенно бессмысленные, не поддающиеся пониманию и запоминанию. По всей видимости, это следствие авторской идеи о том, что "истинная поэзия заключается в произведениях, которые не имеют никакой логической связи и похожи на сон". Тем не менее, некоторые мысли довольно интересны, например: Свет имеет пределы, Ночь же - бессрочна и беспредельна.

Духовные песни Название говорит само за себя, это - краткий стихотворный пересказ некоторых библейских текстов о сошествии Иисуса, божьей благодати, обретении надежды и любви, об искупительной жертве, о таинстве причастия, о воскресении.

Ночные бдения. Над этим произведением ломали головы многие известные просвещенные умы. Вряд ли современному читателю удастся их обойти. Поэтому я всего лишь остановлюсь на тех моментах о сущности человеческой природы, которые показались мне достойными для пересказа.
Творец поведал в чем причина трагедии человека. Человек, наделенный богом дыханием жизни, сам возомнил себя божеством, что в итоге привело его к гордыне и самолюбованию. О каком бессмертии может идти речь в данном случае? Как это суетливое существо будет пребывать в вечности, которая покажется ему скучной по сравнению с тем образом жизни, которое оно вело внизу? Именно потому, что творец до сих пор не решил как поступить со своим творением, человек смертен, но рождается вновь и так будет до тех пор пока творцу не надоест этот бесконечно повторяющийся фарс.
Судя по тому стилю, в котором написаны бдения, их автор - безумец. И это мнение складывается еще до того, как он сам рассказывает читателю о своем помешательстве и о причинах помешательства других, находящихся рядом с ним. Интересно, что четверть душевнобольных стали таковыми из-за любви, остальных же свели с ума другие причины. Автор подводит читателя к мысли что ложь - это может быть истина, а смерть - это и есть жизнь. Трудно пропускать сквозь свой разум все эти словесные игры интеллектуалов. Так же страшно читать, что ненависть стоит выше любви, поскольку

кто любит, тот нуждается в любимом; кто ненавидит, тот довольствуется самим собой; ему не нужно ничего, кроме ненависти в груди

Эликсиры Сатаны представляют из себя исповедь монаха Медарда о событиях, произошедших с ним по пути в Рим. Начало этим событиям положило выпитое им старинное вино, эликсир сатаны, напиток, которым дьявол угощает выбранных им людей. Монах не сразу понял какую злую шутку сыграл с ним дьявол. Медард пережил настоящее раздвоение личности, и - не он один. Признаться, я в какой-то момент запуталась во всех двойниках, которые имеются в этом произведении. Но, поскольку, это не просто готический роман, но и некое философское откровение автора, то явно во всей этой двойственности нужно искать второе дно, какое-нибудь эзотерическое толкование. Герой сам признается, что

испытывая как никогда глубокое раздвоение моего "я", я стал в своих собственных глазах существом двойственным

Вполне возможно, что всё, что пережил монах и всё, что ему приснилось, на самом деле явило ему его воображение, представив перед героем что творится у него на душе на самом деле и во что могли бы вылиться его неосознанные мысли, подавленные страхи и влечения, а также муки совести. Это произведение интересно и само по себе, как готический мистический роман.

Читаем классику вместе, литературный турнир.