Больше рецензий

29 октября 2021 г. 00:23

436

5 Фантастическо-философский триллер о скрытой угрозе извне или завуалированная дилемма об иллюзорности Полудня

У Стругацких, помимо их фундаментального таланта, есть ещё одно свойство, обуславливающее их популярность. Творчество АБС как бы состоит из наслоений, где каждый уровень ориентирован на определённую возрастную аудиторию. Пожалуй, таких "слоёных пирогов" я ни у кого больше не встречал. Когда я в 15 лет читал "Обитаемый остров", Максим К., как и его родной мир Полудня, казался мне несокрушимым идеалом, к которому нет и не может быть вопросов. Невероятно впечатляли и притягивали внимание способности и возможности Максима, а башни-излучатели ещё не воспринимались как метафора. Правда, когда я в 16 лет читал "Жук в муравейнике", уже тогда мне импонировала тема сознательно истерзанной системой жизни одного человека. Во имя интересов системы. Но глубже я не заходил - шибко отвлекал мрачный мистический экшн операции "Мёртвый мир".

Спустя 16 лет вновь перечитал обе книги ("Волны..." пока не перечитывал). И увидел много нового. Для начала, мир Полудня предстаёт под иным углом. Теперь понятно, почему возникла гипотеза, что Полдень 22 века - это смоделированный Иваном Жилиным вариант реальности (якобы к Жилину попал слег люденов). Мир Полудня представляется населённым людьми, которые по многим критериям весьма наивны, если не сказать инфантильны. Инфантилен Максим на Саракше. Инфантильны земляне, которые со смесью чисто детского любопытства, восхищения и одновременно страха взирают на прогрессоров. На тех, кто регулярно существует в условиях далёкого кровавого прошлого самих землян. Но при этом этот инфантилизм не несёт в себе отрицательных качеств, какие можно наблюдать, например, в "Пандеме" у Дяченко. Полуденные земляне словно умные, хорошо образованные и воспитанные питомцы-подростки какого-нибудь тепличного пансионата. А ненавязчиво приглядывают за "пансионатом" взрослые из КОМКОНа.

Ненавязчиво, потому что следить за "детишками" нужды нет. Они слишком хорошо образованы, слишком гуманны и слишком воспитаны, чтобы сознательно натворить что-то дурное. А вот оградить от взрослой ответственности - да. Например, от дела "подкидышей". Хотя дело "подкидышей", как и вообще все серьёзные проблемы мира Полудня, относится к сфере научной, социальной философии и трансцендентности. И по логике эти проблемы в реалиях Полудня должны становиться делом многих. Человечество поднялось выше замкнутого круга войн за власть и за удовлетворение первичных потребностей. А значит, должно было дорасти и до возможности рисковать в пользу морального выбора. Однако комконовцы мыслят категориями 20 века: не допустить утечки информации, не допустить паники, не допустить шквала некомпетентности со стороны масс.

Паника от возможности вторжения некой суперсилы? А разве земляне уже не перелистнули эту страницу религиозно-мифологического сознания? Некомпетентность масс? Во-первых, какая может быть компетентность, когда сам же Сикорски и все остальные раз за разом повторяли, что о Странниках доподлинно неизвестно абсолютно ничего. Т.е., по сути, гадание на кофейной гуще. Во-вторых, разве уровень интеллектуализации землян мира Полудня не достиг того уровня, когда именно такие вопросы и становятся на повестке дня? Проблема Сикорски в том и заключалась, что человечество доросло до того, когда научная философия, социальная этика и мораль вошли в практическую плоскость бытия, а КОМКОН оперирует методами спецслужбы 20 века: "меньше знаешь - крепче спишь", "только проверенная информация", "либо, либо", "лучше перебдеть", "ради жизни миллиардов при необходимости можно и должно уничтожить единицы", "хочешь мира - готовься к войне".

То ли у Стругацких это и правда фича такая, завуалированно намекающая на искусственность мира Полудня. То ли баг, обусловленный тем, что авторы подсознательно вплетали в мир Полудня реалии советского мира, и мира 20 века вообще. Сами-то АБС полностью на стороне Льва Абалкина и его человечности. Это понятно даже из того, как на Надежде старик-абориген в суеверном ужасе (операция "Мёртвый мир") закричал на Абалкина: "Проклятый подземный оборотень!". В образе этого старика явно метафорически завуалирован КОМКОН. А Щёкн такой: "Неужели тебе не унизительно?".

Странный момент, учитывая, что дремучесть, страх и отчаянье аборигенов на Надежде как раз-таки можно понять. И вот здесь напоследок стоит сказать о образе Льва Абалкина. Почему ему должно быть унизительно? Конечно, логика голованов немного иная. Но тут дело не в этом. История Льва Абалкина действительно с душком. И причина не только в КОМКОНе. По сути, всё, что известно о личности Абалкина, связано с Майей Глумовой. И их, мягко говоря, "необычных" отношениях. Такое впечатление, что в образе Абалкина представлен этакий прекрасный в своей первобытности Творец-Патриарх, которого много лет терзала и уничтожала "прогрессивная цивилизация".

Словно тут Стругацкие плачутся о тех временах, когда женщина считалась просто частью Дома Мужчины. "Это было так прекрасно - быть его вещью, а потом они всё узнали, и конечно же ужаснулись, проклятые разумные кретины". Ага, феминизм наступает на славные патриархальные традиции. Будто на мгновение мелькнули рожки "Улитки на склоне" - вот какое ощущение у меня оставляет этот эпизод в "Жук в муравейнике".