Больше рецензий

24 октября 2021 г. 15:21

1K

5

ЭРИХ ФРОММ "ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ"

Год выхода книги - 1976
Издательство "АСТ"
318 страниц

Главная задача этой книги - анализ двух фундаментальных позиций человеческого существования, которыми являются обладание и бытие.

Человечество стремительно движется к краху. Постепенно мы забываем и не осознаём,что не живём. Наши истинные ценности и желания давно подменены, и нас это устраивает. Жизнь для современного человека - это постоянное движение вперёд, борьба, жажда лучшей жизни. Мы все хотим зарабатывать много денег, чтобы хватало обеспечить себя и свою семью, купить квартиру, машину и каждый год ездить на отдых, чтобы деньги всегда были, ведь без них никуда, это наш эквивалент хорошей жизни. И мы уверенны,что это абсолютно нормально, что это наш смысл жизни. В действительности всё иначе. К такому мышлению нас привела система, созданная сильными мира сего, чтобы запылить человеческое сознание и превратить их в винтиков огромной производственной машины.

Противопоставление понятий "иметь" и "быть" чуждо нормальному человеческому сознанию, их противоположность не бросается в глаза.

В наш век человек превратился в существо, наделённое сверхчеловеческой силой, при этом он не демонстрирует сверхразумность. Становится очевидным то, в чем мы до сих пор не хотим признаваться: по мере прирастания мощи сверхчеловека он превращается в несчастного человека, потому что став сверхчеловеком, он перестает быть человеком.

Фромм раскрывает в своей работе модусы "бытия" и "обладания" с различных сторон: религии, любви, в трудах Майстера Экхарта и не только.

Наше бытие должно представлять единство поступков и идей, которые мотивируют наше поведение, и, наоборот, идеи и убеждения, отделенные от наших действий, не должны существовать, они пусты.

Одержимость только лишь работой также точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать.

Наше общество - это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось убить время, которое они постоянно пытаются сэкономить.

Жажда наживы ведёт к бесконечной классовой борьбе. Утверждение коммунистов, что с уничтожением классов их система освобождается от классовой борьбы, - это фикция, потому что система также строится на полном удовлетворении растущих потребностей. И пока каждый хочет иметь больше, неизбежно будут возникать классы, будет продолжаться классовая борьба, а в глобальном масштабе - мировые войны. Жажда обладания и мирная жизнь исключают друг друга.

Развитие экономики стало определяться не вопросом "Что лучше для человека?", а вопросом: "Что лучше для системы?". Остроту этого конфликта пытаются завуалировать, утверждая, будто все,  что способствует росту системы, служит также благу отдельного человека. Нас пытаются убедить в том, что  Все человеческие качества, которые требует система от личности - эгоизм, себялюбие и страсть к накоплению - все они присущи человеку от рождения.

Индустриальное общество презирает природу; так же как и все, что не является продуктом машинного производства - в том числе и Всех людей,которые не занимаются производством машин. Сегодня мы видим в людях тягу ко всему механическому, безжизненному, словно они охвачены магией технического прогресса и постоянно возрастающей жаждой разрушения.

Говоря о чувстве собственности, следует иметь в виду,что отношение к собственности за последние 200 лет претерпело серьезные изменения. Прежде люди старались пользоваться вещами,как можно дольше: их покупали и относились к ним бережно. Тогда был в моде слоган "всё старое прекрасно!". Сегодня вещи покупают, чтобы поскорее выбросить. Прежний девиз "Старое лучше", сменился девизом "один раз надеть и выбросить". Это относится в равной мере и к одежде, и к автомобилям, и к предметам домашнего обихода - они быстро приедаются и человек снова горит желанием приобрести новейшую модель. Новый принцип отношений диктует новое поведение: приобрести- попользоваться-выбросить или выгодно продать.

Человек обладательного модуса видит счастье в превосхостве над другими,в сознании своей силы, в конечном счёте - в своей способности завоёвывать,грабить и убивать. В то Время как для человека модуса бытия счастье состоит в том, чтобы любить, делиться, жертвовать, то есть жить и давать жить другим.

Новое общество и новый человек могут возникнуть лишь тогда,когда на смену старым мотивациям (стремление к прибыли, власти, рациональности) придут принципиально новые: стремление жить, понимать, сочувствовать, делиться; когда рыночный тип личности уступит место личности творческой, способной жить и любить, а поклонение кибернетическому идолу сменится духом радикального гуманизма.