Больше рецензий

20 октября 2021 г. 10:09

575

4 О любви.

Вы помните, вот так простенько - « О любви» - называется замечательный рассказ Чехова, в котором русский писатель призывает подходить к каждому любовному случаю индивидуально, никого не судить, никем не восхищаться.
В новелле Цвейга повествуется о двух женщинах, в какой -то момент потерявших голову совсем от разных видов чувства, но людская молва готова их любови объединить в один тип страсти. У Цвейга не слишком важен сюжет, он очевиден. Важны детали и то, как удивительно точен автор в их описании.
Одна светская женщина бросает верного скучного мужа и двоих прекрасных детей ради молодого человека, которого едва знает. Нужно ли описывать всю эту историю? Расплата придет, вероятно, очень скоро. А пока запоминается супруг, рыдающий в своем кабинете. Мужчина, плачущий в первый раз в жизни...
Другая... Вот о ней, собственно, и речь. Она вдова, дети у нее уже взрослые, вкус к жизни потерян ею вместе со смертью мужа. И, пытаясь развлечься, она посещает казино, где встречает молодого человека, готового покончить с собой из-за пагубной страсти к игре.
Я не буду здесь напоминать о подробном описании азартной игры, о наблюдениях женщины за руками игроков — это нужно читать. Но вот по рукам одного из игроков героиня угадывает самоубийцу — и решает ему помочь.
Проигравшийся окончательно юноша принимает светскую даму за кокотку. Идет с ней в гостиничный номер, где они становятся любовниками. Все это звучит ужасно, но когда читаешь новеллу, то понимаешь, что для этих двоих сейчас не любовное свидание, здесь решается вопрос жизни и смерти. Героиня бьется за душу и молодое прекрасное тело, как будто — по выражению Цвейга — проходит через еще одни роды. И заснувший на ее руках человек выглядит младенцем, у которого впереди большая и счастливая судьба.
Наутро они просыпаются друзьями, игрок рассыпается в благодарностях, обещает начать новую жизнь. Оказывается, он религиозен, и вдвоем они едут в церковь, где молодой человек клянется всем, что ему дорого... клянется не играть никогда, не играть на деньги, не покушаться никогда более на свою жизнь... И только то, что юноша совсем не вспоминает о той странной ночи, совершенно не видит в ней женщину, как-то тревожит героиню, счастливую от своей роли спасительницы.
Разве это будет спойлер, если я напишу, что спасенный игрок не сдержит своего слова? Самое страшное для этой женщины все-таки случится: когда она уже поверила в лучшее, все рухнет и окажется тем, чем и должно было оказаться в большинстве случаев. Но она-то надеялась на чудо, за это чудо боролась, ради этого готова была поступиться своей репутацией и душевным покоем.
Она сделала все, что могла, но проиграла в тот момент, когда выиграл он. Потому что в этот момент окончательно решилась его судьба.
И разве похожа эта история на банальную любовишку, описанную в начале новеллы? На интрижку очередной мадам Бовари? Роковые двадцать четыре часа эти женщины проведут по-разному, и расплата для каждой будет своей.

Комментарии


Вы помните, вот так простенько - « О любви» - называется замечательный рассказ Чехова

Нет, не помним. Полагаю, общественность простит мне, что отвечаю от лица всех.

Но вот по рукам одного из игроков героиня угадывает самоубийцу

Это как? Цвейга читать не планирую по ряду причин, в принципе, но очень интересно, как можно по рукам угадать самоубийцу. В одной руке мыло, а другой петля?

Проигравшийся окончательно юноша принимает светскую даму за кокотку. Идет с ней в гостиничный номер, где они становятся любовниками. Все это звучит ужасно,

Не то слово, я аж перекрестился, хотя и не верующий. Стали любовниками в гостиничном номере - да сам Стивен Кинг поперхнулся бы от зависти (от такого ужасного поворота событий).


Как приятно обсудить с неизвестным собеседником непрочитанное им произведение! Описание рук игроков - это самое классное место в новелле, поэтому пришлось бы копировать примерно страницу, чтобы Вы поняли, как по рукам героиня угадала самоубийцу.
Дама - аристократка среднего возраста и молодой человек, готовящийся умереть, становятся любовниками очень странно. Это самое нелепое место новеллы, пришлось бы копировать примерно страницу, чтобы Вы поняли, как это произошло и как после этого они вдруг стали друзьями.
Цвейга невозможно пересказывать - получается нелепость, а когда читаешь, то все так естественно...


Как приятно обсудить с неизвестным собеседником непрочитанное им произведение!

А то! На то она и соцсеть. Всяко лучше, чем безличные плюсы. Если кто-то хотя бы вытаскивает фрагменты текста - значит, хотя бы прочитал. А не просто, пробегая мимо, безэмоционально поставил автоматом галочку "другу".
Не ценят люди то, что имеют в моменте. Беда-с.
И потом - мы ведь давно знакомы. Это же я! Иван Федорович Крузенштерн - человек и пароход! (с)

поэтому пришлось бы копировать примерно страницу,
пришлось бы копировать примерно страницу,

Да ладно. Неужели автор так тяжел, что его нельзя перефразировать двумя словами?
Например так:
"корреспондент - а как вы определяете, что человек - маньяк?
следователь - а очень просто! если, например, у человека руки по локоть обагрены кровью невинных жертв - то это маньяк! (с) какая-то юмористическая передача 90-х (возможно, "Городок")"


Если мы давно знакомы, то разговор вчера нужно было начать с поздравлений : у меня вчера был день рожденья, вот.
А юноша выражал руками такое отчаянье, что женщине стало ясно: не жилец. Как выражал? Читайте, молодой человек, читайте, а то Вы как-то всех классиков игнорируете " принципиально". А Цвейг, в отличие от Гамсуна, в симпатии к фашистам точно был не замечен...


У меня специфический взгляд на календарные праздники - я их не праздную. Поздравляю родных с днями рождения, но делаю это только потому, что знаю, что для них это важно и привычно.

Свой не праздную. С чем поздравлять? С приближением на один год к смерти?

Цвейг и Гамсун - это только два автора из нескольких десятков довольно крупных. Явно мало для "всех классиков". Гамсуна уже обсудили. С Цвейгом история несколько иная. Романов у него - один законченный, насколько мне известно. Нетерпение сердца. Фабула мрачная уже даже при беглом описании. Мне пока в реальной жизни хватает негатива. Большое спасибо.

С остальным творчеством знакомится не стал, т.к. в прочитанных интервью столкнулся с тем, что автор не понимал, как Австрия/ Германия в 30-х пришли к тому, к чему пришли. Для него это стало сюрпризом. Для этого, в моем скромном представлении, нужно быть крайне не наблюдательным человеком. Жить в своем уютном маленьком мирке.
Австрийский художник видел, коллега Музиль тоже видел и даже описывал довольно любопытно происходившие в "Какании" события.
Гашек очень любопытно описывал. Это те, кто пришли на ум навскидку.
А у Цвейга все было хорошо в старушке Вене. У художника толпы бездомных под мостами, немецкие семьи с пятью детьми, живущие в подвалах. А у Цвейга - прекрасная добрая Вена. Как в анекдоте - "я три дня не ел - ну это ты зря, нужно себя заставить".

Насчет рук - как угодно. Хозяин-барин.


К смерти нас приближает не только возраст, так что день рождения, если его не отмечать слишком бурно, совсем не опасен!)
Вы не учитель литературы, да и произведения, о которых мы говорим, не из школьной программы, поэтому Вы вольны их не читать и даже вообще ничего не читать.
А по поводу рук... можно ведь эпизод прочитать, не правда ли? Я ведь здесь не иронизирую, правда трудно пересказать. Вот бывает смотришь на собеседника и видишь, что у него плохое настроение потому, что брови нахмурены, губы сжаты и проч. А то вот видишь, что человек на грани, а при этом вроде как с мимикой все в порядке, спокоен так... "как пульс покойника".


так что день рождения, если его не отмечать слишком бурно, совсем не опасен!)

Какой смысл тогда праздновать, если бурно не отмечать?

правда трудно пересказать.

Принимается. Так бы сразу и сказали. Я ж не следователь. Просто стало интересно - как можно по одним рукам что-то понять. Поэтому и спросил.


Ну, что человек нервничает, по рукам можно понять, правда? У кого-то руки начинают трястись, кто-то начинает хрустеть пальцами, сжимать кисти добела. Опять же обгрызенные ногти и проч... Но у Цвейга этот эпизод прям поэма.


Заинтриговали.

Но вот мой муж, который увлекался хиромантией, показал мне свой способ
наблюдать, и он в самом деде оказался куда интереснее и увлекательнее, чем
просто следить за игрой: совсем не смотреть на лица, а только на
четырехугольник стола, и то лишь на руки игроков, приглядываться к их
поведению.

Они упали, как мертвые, а не просто утомленные, поникли с таким
выражением безнадежности, отчаяния, разочарования, что я не могу передать
это словами.
Ибо никогда, ни до, ни после, я не видела таких говорящих рук,
где каждый мускул кричал и страсть почти явственно выступала из всех пор.

Увидев это, я словно окаменела. Я тотчас же поняла, куда идет этот
человек: насмерть. Кто так встает, не пойдет в гостиницу, в ресторан, к
женщине,
на станцию железной дороги, к чему-нибудь живому, а прямо бросится
в пропасть.

Итого, в сухом остатке:
1. Вывод героиня все-таки не по рукам, а по поведению персонажа в целом сделала. 2 Никакого конкретного описания, кроме того, что человек стул опрокинул и не обратил внимания на это, нет – просто декларируется, что героиня «поняла» что он идет «насмерть». Так же как она не смогла передать словами выражение (т.е. правдоподобно описать) каким именно образом руки выразили «отчаяние, безнадежность или разочарование». Т.е. это фантазия автора, не подкрепленная методичным описанием.
2. Вы не задавались вопросом – как героиня, которая до этого 42 года прожила в достатке и, со слов автора

Мои родители были богатые лэндлорды, нам принадлежали большие фабрики и имения в Шотландии, и, как все тамошние старые дворянские семьи, …мы большую часть года проводили в своих поместьях, а зимний сезон - в Лондоне …Вскоре мы обвенчались и стали вести беззаботную жизнь людей нашего круга...

никогда не знала и не видела проблем (т.е. героиня всю предыдущую жизнь прожила беззаботную жизнь) – откуда вдруг она может знать, как поведет себя самоубийца? Где она могла их так часто видеть, чтобы быть настолько уверенной?

Какой-нибудь врач-психиатр, специализирующийся на самоубийцах, судебный пристав или еще какой-нибудь человек, часто пересекающийся с людьми на грани – сможет, наверное, при наличии достаточной наблюдательности. Но дама из высшего света, прожившая 40 лет не зная ни горести ни печали вдруг такие выводы – нонсенс.

Не верю! (с)

p.s.
Ну и хиромантия ненаучна.


Хиромантией я не увлекаюсь!)
А дама... ведь она в конце концов не ошиблась - юноша шел на смерть.
Люди с повышенной чувствительностью, даже и без опыта, могут воспринимать флюиды смерти, симпатии, опасности. Не пропуская все это через голову - поэтому она и "не может выразить словами"...