Больше рецензий

18 октября 2021 г. 15:35

3K

4 Безликие путники кровавых странствий

Абстрактное понятие серийного убийства бледным холодком туманного саспенса щекочет сознание из угла благоприятной отдалённости. Но, слегка изменив градус восприятия, данное явление обретает плотные и чёткие контуры клинической смерти личности в беспрестанном хаосе мира человеческого организма. Единичная трагедия многочисленным бумерангом разрушает окружающий кокон жизни, заставляя разрывать его стенки дальше и изощрённее, пока не выходит за рамки собственной боли. И тогда обезличенный путник начинает своё кровавое длинное странствие.
Норрис Джоэлл, профессиональный психолог-консультант, создал данную работу в попытке объяснения пути явления серийного убийцы и стремлении теоретического обобщения форм препятствий его последующих странствий. В основе его исследования лежит медицинский подход. Для автора серийный убийца, в первую очередь, клинический случай, а его жуткий образ существования - комплекс симптомов аномального синдрома. По мнению автора, такой преступник - рана на теле современного ему общества и игнорирование такого точечного разложения чревато скорой агонией целого организма. Поэтому он, с точки зрения органических, психологических, социальных и экологических факторов препарирует серийного убийцу, используя примеры из пяти всемирно известных представителей данной категории преступников, с целью создания единого многогранного профиля, появление которого позволит определить схему действий для предупреждения развития язвы серийного убийства.
Книга подводит хронологическую черту в 1986 году. Она состоит из трёх частей. Первая посвящена общей характеристике природы серийного убийцы. Джоэлл конструирует психолого-поведенческую модель последнего посредством анализа ключевых форм его состояний и действий: фазы, анатомия преступления, причинно-следственные связи, отношения с учреждениями контроля. Позволить читателю сформировать собственный взгляд на серийного убийцу сквозь призму повествований известных маньяков от первого лица становится идейной основой второй части. На примере излияний Генри Ли Люкаса, Карлтона Гэри, Бобби Джо Лонга, Леонарда Лейка и Чарльза Мэнсона, Джоэлл стремится подвести черту, систематизируя общие характеристики для пяти преступников: изувеченное детство, проблемы эндокринной системы, черепно-мозговая травма, неправильное питание, нарушение биохимического равновесия организма. Исследуя искажённые мысли убийц, обнажая кровавые полотна их разрушенных сознаний, вскрывая их душевный коллапс, автор создаёт прочное подспорье для констатации неоспоримого факта:

Серийный убийца – это человек, лишенный личности. Он становится личностью лишь в момент преступления…Серийный убийца -это неуловимый странник...

В заключении мысли он подчёркивает, что волна зверских преступлений - предпоследняя стадия болезни, а самоубийство - непременная финальная точка, которая незамедлительно завершит порочный круг. Последний фрагмент исследования носит характер научного объяснения феномена серийного убийцы, подводя итоги которого автор обозначает зверскую жизнедеятельность последнего как механизм защиты от внутреннего разложения в результате психологического распада, органического повреждения ЦНС и интоксикации биологической структуры организма. Он настаивает на необходимости пересмотра подхода к серийному убийце как уродству лика общества и требует создания методологии прогнозирования и профилактики склонности к насилию и жестокости среди подрастающего поколения путём объединения медицинских наук, социальной психологии и уголовного права.
Книга, безусловно, интересна концептуальной линией научного исследования. Единственным изъяном была излишняя приверженность Джоэлла к многочисленным повторениям и попыткам объяснить самого себя... Но в общем, автор, используя подробный фактологический материал и аналитическую форму изложения, детально и доступно продемонстрировал срез серийного убийства как многогранное явление разрушения человеческой личности. Странно ли, что книга вызвала во мне сострадание к безумным существам, зверски истребляющим себе подобных? Прежде, чем сделать вывод следует вспомнить, что синдром серийного убийства - чудовищная болезнь человеческой особи. И развершаяся мрачная пропасть его потерянной души черной воронкой боли втягивает жертв, не имея возможности заполнить зияющую пустоту темноты социально приемлемыми чувствами… Но речь не совсем об этом. Книга призывает взглянуть на проблему серийной жестокости объективно, следуя разумной логике определить данное явление в категорию проблем здравоохранения и, используя доступные формы и методы воздействий среди детей, подверженных пагубным факторам, попробовать остановить обезличенного путника в кровавом длинном странствии на зыбкой точке стартовой позиции.

Комментарии


заставляя разрывать его стенки дальше и изощрённее, пока не выходит за рамки собственной боли. И тогда обезличенный путник начинает своё кровавое длинное странствие.

Там и до этих строк чудесно.
Тебя становится трудно цитировать, Ань. Хочется всё выделить..
А ведь и правда: обезличивание..
Боль словно прорывается, как земная кора, и душа уходит во что то древнее, в магму ощущений, доощущений, хаоса.

В основе его исследования лежит медицинский подход. Для автора серийный убийца, в первую очередь, клинический случай, а его жуткий образ существования - комплекс симптомов аномального синдрома

Не поклонник я односторонних подходов.
Тут целый комплекс причин.
Когда-то многие психические заболевания считались психиатрами - безнадёжным хаосом, столько не поддающиеся расшифровке, как и клинопись Майя ( у них там узелки, да? Не суть..).
Но потом и Майя расшифровали и эти заболевания и там открылся целый мир.. из боли и чувств.

На примере излияний Генри Ли Люкаса, Карлтона Гэри, Бобби Джо Лонга, Леонарда Лейка и Чарльза Мэнсона, Джоэлл стремится подвести черту, систематизируя общие характеристики для пяти преступников:

Ань, а ты знала, что Набоков интересовался делом Мэнсона?
И даже фантазировал взять у него интервью..
Интересно, что из этого вышло бы.

Серийный убийца – это человек, лишенный личности. Он становится личностью лишь в момент преступления…

Я бы подправил: не становится. А попытка личности. И тем с большей высоты преступник срывается в этой попытке и продолжает своё Сизифово проклятие.
В пороке порой нечто подобное прослеживается. В его крайней стадии.

Странно ли, что книга вызвала во мне сострадание к безумным существам, зверски истребляющим себе подобных? Прежде, чем сделать вывод следует вспомнить, что синдром серийного убийства - чудовищная болезнь человеческой особи. И развершаяся мрачная пропасть его потерянной души черной воронкой боли втягивает жертв, не имея возможности заполнить зияющую пустоту темноты социально приемлемыми чувствами…

Не странно, Ань. Так и должно быть.
Точнее, есть угол зрения на эту человеческую боль, которая должна вызывать именно сострадание.
Разумеется, если бы эти люди соприкоснулись с нами и нашими близкими.. они бы вызвали другие чувства.
Но как взгляд со стороны - хорошо.

Прекрасная и умная рецензия.
Спасибо, Ань.
И доброго вечера тебе)


Ань, а ты знала, что Набоков интересовался делом Мэнсона?
И даже фантазировал взять у него интервью..
Интересно, что из этого вышло бы.

Да? Не знала. Если учитывать сочетание многоликой харизмы и подлинную пассионарность Мэнсона, то диалог мог бы получится довольно любопытным. Но Чарльз был и талантливым психологом, поэтому мог использовать маски "искренности" в рамках необходимой игры.

Я бы подправил: не становится. А попытка личности. И тем с большей высоты преступник срывается в этой попытке и продолжает своё Сизифово проклятие.

Саш, как же неповторимо тонко ты ощущаешь чужую боль... Словно в тебе заложено больше чувства, чем может уместить одна душа.
Верно заметил про попытку... Кажется, человек летит в адову пропасть, сметая по кровавому пути случайных встречных, для того, чтобы сбросить бремя невыносимой боли и обрести себя но, в отчаянии плеяды разочарований, находит желанное избавление и самого себя только в собственной смерти... Адский круг, длиною в жизнь.

Точнее, есть угол зрения на эту человеческую боль, которая должна вызывать именно сострадание.

Ты прав. Читала я о том, как человек издевательствами матери был доведён до идиотического состояния, о жестоких избиениях любовниками матерей или о десятках изнасилований охранниками в детской колонии или мучениях от лютой гиперсексуальности после травмы... Почти все они в разное время взывали о помощи. Их никто не хотел слышать. За что мир и расплатился. И это ужасно.

Саш, спасибо тебе за мягкий комментарий, несмотря на тему.)
Пусть вечер согревает тебя уютными объятиями.)


Но Чарльз был и талантливым психологом, поэтому мог использовать маски "искренности" в рамках необходимой игры.

Там было бы две маски)
Набоков тот ещё Арлекин.
Он бы точно что нибудь выдумал. Возможно представился бы не писателем...

Саш, как же неповторимо тонко ты ощущаешь чужую боль... Словно в тебе заложено больше чувства, чем может уместить одна душа.

В природе так снег ложится на ветки и... ветки ломаются.
И лишь некоторые покорно сгибаются и снег падает на землю.
Не всегда получается сгибаться.
Ань, ты ведь тоже очень тонко чувствуешь, и сама знаешь об этом.
Надеюсь, ты хотя бы изредка...сбрасываешь "снег".

Кажется, человек летит в адову пропасть, сметая по кровавому пути случайных встречных, для того, чтобы сбросить бремя невыносимой боли и обрести себя но, в отчаянии плеяды разочарований, находит желанное избавление и самого себя только в собственной смерти... Адский круг, длиною в жизнь.

Ань, а в книге описывались случаи... когда преступник, сознавая, кто он, убивал бы себя?
Или это уже достоевщинка?
Если бы я был маньяком... я бы убил себя.
Хотя легко так говорить, не зная этого.
Но всё равно есть качества души, которые о многом говорят.
Вот на друзей смотрю: вот этот может сломаться в сложной ситуации, и этот... а вот этот не предаст ни себя ни правду.

Почти все они в разное время взывали о помощи. Их никто не хотел слышать. За что мир и расплатился. И это ужасно.

Ох, Ань... вечный спор.
Толстой перед смертью оставил незавершённую рукопись: виноватых нет.
Достоевский писал всю жизнь о другом: все виновны перед всеми.
В этой безумной жизни нет конечной правды. Она... где то между. И это не золотая середина, а что то мучительное.
Как же часто мы проходим мимо чужого крика, и не слышим его...

Доброго утра, Аня)


Надеюсь, ты хотя бы изредка...сбрасываешь "снег".

Я и книгу эту дочитывала из последних сил. Казалось, полностью пропиталась волнами увечий, боли, страдания... Ходила подавленная, словно выжатая...
Такое жуткое послевкусие следует скрашивать, хоть садись за эротические женские романчики, которые я никогда не читала, или... добрые сказки.

Ань, а в книге описывались случаи... когда преступник, сознавая, кто он, убивал бы себя?

Саш, упоминался небольшой эпизод о убийце, молодом человеке, который после ареста нашёл возможность повеситься в камере... И есть основания полагать, что он совершил самосуд. Многие собственноручно сдавались властям, не находя сил соединять раздвоившиеся концы мира своей души. Но ключевую роль играла вменяемость, а, вернее, отсутствие у всех этих преступников полноценного адекватного восприятия своих действий.

Если бы я был маньяком... я бы убил себя.

Это, если бы повезло (или наоборот?) иметь остатки трезвой самооценки... Ох, жутко представить себя в таком положении. Всегда боялась сойти с ума и, естественно, не заметить этого фатального бесповоротного процесса.

Но всё равно есть качества души, которые о многом говорят.

Ты прав, Саш. И они всегда заметны. Возможно, поэтому рядом с некоторыми людьми мы ощущаем себя ответственными ведущими, а с иными - с удовольствием ведомыми.

В этой безумной жизни нет конечной правды. Она... где то между. И это не золотая середина, а что то мучительное.

Люблю, когда ты так красиво и остро наполняешь эмоцией текст. Ты прав. Жизнь - сложная цепь относительностей, смысл которых оттеняется углом восприятия смотрящего.

Прекрасного дня, Саш.)


Такое жуткое послевкусие следует скрашивать, хоть садись за эротические женские романчики
Ань, я уж подумал, что ты их писать хочешь, а не читать)

Про повесившегося человека, интересно.
Но там уже после поеступления..
Хотя, да, ты права, черты личности могут размыться и мы сами себя потеряем раньше чем поймём это.
Хм... всё равно должен быть тот горизонт, когда человек сознаёт что он над бездной.
Даже в быту есть такие бездночки, но они то со страховкой
В них человек не сходит с ума, но... теряет себя, когда бьёт женщину, предаёт друга и т.д.

Спасибо за хороший коммент, Анют.
Тёплого вечера)


Ань, я уж подумал, что ты их писать хочешь, а не читать)

Саш, чтоб я заставила своего коварного подвального испанца писать эротические романы?) Разве что маленький эротический стишок.) И то за отдельный стимул.)

Хм... всё равно должен быть тот горизонт, когда человек сознаёт что он над бездной.

Возможно, когда все реки душевных мук выходят из берегов, бездна начинает приобретать черты почвы? Подсознание само ищет выход...

В них человек не сходит с ума, но... теряет себя, когда бьёт женщину, предаёт друга и т.д.

Может, это и есть тот первый шажок в направлении бездны... Грустно и жутко.

Саша, тебе за милое внимание и всегда интересные комменты спасибо.)
Уютного вечера тебе.)