Больше рецензий

15 октября 2021 г. 13:37

326

2 Недотриллер в духе “Дурной крови”

Октябрь, по крайней мере для меня, месяц традиционно настраивающий на чтение триллеров и жутких, страшных книг. С октябрем приходят дожди, зима уже близко, как говорят в доме Старков, и вообще, Хэллоуин не за горами, а значит самое время создавать себе подобающее настроение. Первым, среди списка заготовленных книг, стал роман “Моя сестра Роза” Джастин Ларбалестьер. Беглого взгляда хватает, чтобы понять в чем суть. Автор предлагает нам свою вариацию популярнейшей и, чего греха таить, довольно заезженной темы о демонических детях. Существует множество книг и фильмов, где милейшие малыши представлены воплощением зла: знаменитый “Омен” (сценарист Дэвид Зельцер позже выпустил и книгу), “Дети кукурузы” (по рассказу Стивена Кинга), “Дети проклятых”/”Деревня проклятых”, “Дело № 39”, “Дурная кровь” (одноименный роман Уильяма Марча)… Это первое, что приходит в голову, но, конечно же, можно вспомнить гораздо больше.

Условно, произведения данной тематики, я для себя разделяю на сврхъестественные и психологические, то есть к первой категории относится разнообразная мистика, где в детей вселяется дьявол/демон/пришелец/супервозможность и т.д., а вторая категория, несравненно более интересная, про детей, рождающихся с некими психическими отклонениями/заболеваниями/отличиями. Роман “Моя сестра Роза” принадлежит ко второй категории, и у меня были довольно высокие ожидания прочитать интересную новую версию о ребенке-монстре. Увы, книга ни в коей мере эти ожидания не оправдала.

Че, 17-летний подросток, переезжает вместе с родителями и десятилетней сестрой Розой в Нью-Йорк. Практически сколько он себя помнит, их семья постоянно в разъездах из-за специфического бизнеса родителей. Его мучают понятные проблемы: разлука с друзьями, которые остались в Австралии, каждый раз новая школа или домашнее обучение, невозможность систематически заниматься боксом, но самая большая его проблема – это Роза, его маленькая сестричка, вылитая Ширли Темпл в детстве (погуглите, так образ Розы будет полным), белокурый кудрявый ангелочек с голубыми глазами и ямочками на щеках. Но только Че знает, что с Розой что-то не так, точнее – у неё полное отсутствие эмпатии, каких-либо чувств хотя бы отдаленно похожих на любовь, сострадание, жалость, привязанность, сопереживание. С самого розиного рождения Че старается контролировать её, не позволять ей совершать дурные и опасные поступки. Родители не верят ему, считая, что Роза просто немного не приспособлена к социальной жизни из-за частых переездов, что сказывается на её развитии, но не более. Однако Че знает, Роза – умный, жестокий, хитрый, очень опасный манипулятор, она способна учитывать свои ошибки, учится притворяться всё лучше и лучше, но не способна противиться желанию причинять людям боль, страдания и… убирать неугодных со своей дороги. Ситуация становится совершенно неуправляемой, когда Розе удается подружиться с одной из близняшек, детей близких друзей её с Че родителей…

Казалось бы, неплохая завязка, и, если бы автор выдержала эту линию, мог бы получиться вполне читабельный триллер. Но это не триллер, книга совершенно не дотягивает до этого жанра. Это роман о подростках, для подростков, с элементами триллера. Автор совершенно не умеет нагнетать атмосферу саспенса, она выбрала самый простой путь – рассказ от первого лица, что позволяет не влезать, не описывать, не объяснять, что может твориться в головах у остальных персонажей, картина получается однобокой, субъективной. Конечно, многие талантливые авторы прекрасно используют этот прием, но здесь другой случай. И, покольку автор не умеет или просто не было у неё такой цели - постепенно раскрывать перед нами персонаж Розы, акцентировать на ней, как центральном характере, всё внимание, поднимать градус напряжения, она просто львиную долю текста (из 447 страниц) посвящает подросткам и их проблемам. Если кратко: вы берете книгу, чтобы прочитать про жуткие проделки маленькой девочки, способной на всё, что угодно, вплоть до убийства, а получаете милейшую книгу, куда автор умудрилась впихнуть все самые острые и трендовые темы. Судите сами:

1) в семье Че и Розы родители настаивают, чтобы дети звали их исключительно по именам – Салли и Дэвид – так как (не ручаюсь за точность цитаты, но суть передана верно) “став родителями, они в первую очередь остаются людьми, личностями и не собираются до конца жизни играть гендерные роли мамы и папы”.

2) по приезде в Нью-Йорк Че влюбляется в афроамериканку, что порождает дискуссии на тему: “тебе она нравится только потому, что она черная? Ты находишь её экзотической?”

3) девушка Че сразу же заявляет, что не может с ним встречаться, потому что в его жизни нет Иисуса. Впрочем все эти высокие моральные устои довольно быстро рушатся. Сама же она живет с двумя мамами, одна из которых проповедница, и еще с подругой. В разговорах между собой подростки посмеиваются над тем, как громко мамы занимаются любовью (!!!)

4) лучшая подруга Че непременно лесбиянка плюс эксперт в мире моды, в двенадцать лет создавшая сайт, собравший миллионы подписчиков.

5) конечно же, в компании новых друзей Че есть и персонаж определившийся, но никому не сообщающий, кто же он/она на самом деле. На вопрос Розы отвечает: “я не мальчик и не девочка, но я знаю кто я”.

Прибавьте к этому любовные мечтания героя, эротические сны, мысли о девушке, в которую он влюблен, занимающие многие страницы романа, и вы поймете, что на триллер-то остаётся всего ничего. Если не считать жутковатых разговоров между Розой и Че, по сути, девочка не делает ничего особо страшного. Лишь под конец начинается движение. Джастин Ларбалестьер, видимо, хотела сделать ударную концовку и феерический финт в финале, но, если честно, получилось как-то до смешного нелепо и неправдоподобно. Психопатия в представлении автора выступает здесь как ...вампиризм. Не могу подобрать другого слова. Как если все члены одной семьи знают, что они вампиры (читай: психопаты), прекрасно это скрывают на протяжении множества лет, изучают нормальное поведение людей, чтобы не выделяться и отличаться, некоторые приближенные знают об этом, но по разным причинам ничего не делают.

Не знаю, кому может быть интересна такая книга… Если действительно хотите почитать хороший триллер на тему о странных детях из современных авторов, возьмите книгу Зои Стейдж “Молочные зубы”: история действительно жуткая, хорошо прописана психологическая составляющая. А “Розу” не буду никому рекомендовать: это недотриллер с огромным количеством ненужной для сюжета информации.