Больше рецензий

13 октября 2021 г. 15:38

436

3.5 Когда сексу не мешают даже крысы

Вторая прочитанная мной книга из серии "Мастера ужасов". Оценки у "Жертвоприношения" средненькие, в дополнение к этому многие жаловались на заимствование сюжета у Лавкрафта. Все это опускало оценку моих ожиданий от книги. Больше всего я боялся, что Мастертон будет копировать Лавкрафта по стилистике, пичкая нас "душераздирающими ужасами, наполненных болью и трепетом", т.е. слов много, а ужасов не предвидится.
К счастью, все оказалось совсем не так. От Лавкрафта тут только основа сюжета - дом с ужасным прошлым, в котором обитает некое создание, похожее на крысу и человека одновременно.
33-летний мужчина (Дэвид Уильямс) после разрыва со своей женой приехал с маленьким сыном в чужой город на реставрацию дома, на которую ему полагается хороший гонорар. Из психологических трудностей мы имеем страдания от неудавшихся отношений и трудности с деньгами (из-за которых и пришлось согласится на эту реставрационную работу).
Практически сразу дом и его двор начали преподносить сюрпризы - на чердаке кто-то постоянно копошится, а по дворовой территории иногда бросит мужчина в костюме с цилиндром на голове. При этом живут персонажи в начале 90-х. Дэвиду становится интересно, кто шебуршит под крышей и что за люди бродят возле дома. Вот тут-то жители города и поведают ему историю о Буром Дженкине - то ли гигантской крысе, то ли низкорослом человеке, который судя по слухам ворует детей. А дом принадлежал некогда богатому человеку, который построил дом для сирот. Да только в один момент все сироты умерли - вон их могилки недалеко стоят. По-моему, отличное начало!
Но Мастертон еще решил и потешить мужское самолюбие, добавив еще одного персонажа - 18-летнюю девушку Лиз, которая думала засквотировать заброшенный дом, но тут же была поймана с поличным Дэвидом. И если бы не красивая фигура и 5-ый размер груди в самом соку, была бы Лиз послана подальше, а так в итоге она поселилась в доме в соседней комнате.
Сюжет развивается практически молниеносно. Автор не дает нам заскучать. Нет длинных диалогов ни о чем, нет скучных описаний местностей, нет долгих и нудных прислушиваний к шорохам и звукам. Все происходит максимально быстро. Пришел-увидел-обгадился-убежал-пришел со священником-обгадился... И далее в таком же духе.
Ближе к концу роман заворачивается в пространственно-временную кроваво-кишечную шаурму. Это может отпугнуть тех, что ни разу в жизни не читал твердой научной фантастики, но у меня не было проблем с пониманием, в каком времени находятся герои и куда они в итоге попадают.
И если в начале нас пугают одним крысолюдом, сдирающим скальпы с лица, то потом появляются нити лавкрафтианских ужасов. Древние, Йог-Сотот. Ведьмы аки вместилища для порождений тьмы.
Ну раз в инструментарии романа имеется пышная грудь красивой девки, почему бы не описать пару раз бурные сцена секса? Именно поэтому на книге красуется 18+. Хотя нет, чего ж именно поэтому - распоротые животы и обезглавленные трупы тоже намекают на то, чтобы быстренько отогнать детей от экрана телевизора.
Несмотря на некоторые не самые позитивные отзывы, роман для меня держался бодрячком до самого конца. И да, мне он понравился. В нем больше все-таки мистики, чем ужасов, да и к Лавкрафту я отношусь вполне хорошо.
Но до крайней положительной оценки "Жертвоприношению" не достает логичности действий героев. Уверен, что все, кто прочитал этот роман, недоумевали, почему Дэвид не собрал вещи и не убежал из города, когда с домом началась творится полная ересь. Как можно жить в доме, зная, что на чердаке живет страшное существо? Мастертон напирает на то, что Дэвиду очень были нужны деньги, ему хотелось закончить работу, да и машину его покромсали на куски негодяи. Но разве в Англии больше нет другой работы? Разве из города нельзя уехать на автобусе или поезде? У ГГ постоянно нет денег, но при этом они по вечерам пьют дорогое вино и кушают мясо. В конце книги Дэвид оставляет ребенка на человека, который скорее всего выдает себя не за того, кем он является, и мы, читатели, прекрасно понимаем, что нельзя это делать, что все говорит о том, что этот подозрительный человек явно якшается с сатаной, но нет... Только когда уже становится слишком поздно пить боржоми, до Дэвида доходит, что он натворил.
Или вот еще мой любимый момент - Лиз приходит к Дэвиду ночью и просится к нему постель, потому что боится крыс и шорохов под крышей. Ночные разговоры быстро перетекают в страстный неудержимый секс с подробным описанием нюансов. Но дойти до сладкого финала им не дает крыса, которая совсем разбушевалась на чердаке, что аж побелка сыплется на голову. Лиз в панике слазит с Дэвида, и знаете что она делает? Говорит, что немного приуныла и пойдет в свою комнату. Послав воздушный поцелуй, Лиз с улыбкой закрывает дверь спальни Дэвида с другой стороны. Да-да, это та самая девушка, которая боится шуршаний! По крайней мере боялась полчаса назад.
Такие несуразности нужно просто принять и простить. Если не принять, то становится сначала смешно, а потом это уже раздражает. Кажется, так и стукнул бы по голове Дэвиду или Мастертону. Или им обоим. Но я не стал относиться к "Жертвоприношению" серьезно. В начале 90-х это было в норме. Вино, сиськи, секс, крысолюды, ведьмы и расчлененка - типичное кино 90-х. Прочитал на одном дыхании.
В общем, ставлю 7 с крепким плюсом. Читалось быстро, развлечь на несколько вечеров удалось на все 100. Хороший роман.