Больше рецензий

13 октября 2021 г. 01:08

456

3.5 Мулан Джорджа Мартина

Вот и закончилась эта трилогия. Предсказуемо закончилась. И очень быстро.

Я все чаще наблюдаю как жанр «темное фэнтези» попросту исчезает, эволюционируя из поджанра в жанр. Нет больше темного фэнтези, теперь есть просто фэнтези. И тем оно популярнее, чем грязнее и беспощаднее. Порхающие аристократишки, которые свежи душой и телом, как герои фэнтези уже не в чести. Прекраснодушные выходцы из народа, угнетающие своим прекраснодушием весь остальной, более приземленный и озадаченный сиюминутным выживанием народ, тем более. Теперь литературные герои другие.

Фан Рунин прекраснодушием не страдает. Хороших человеческих качеств у нее днем с огнем (ха-ха) не сыскать. Рин туповата, жестока, труслива, властолюбива, боится ответственности. Она не добра, она сентиментальна. Разницу хорошо видно на бабках-кошатницах. И она одержима страхом. Не сказать, чтобы без причины, но это тот страх, который заставляет не думать, а подчиняться. Что Рин и делает почти всю трилогию. Но даже когда она перестала повиноваться, страх стал лишь сильнее. Большой страх маленького человека, случайно взлетевшего на вершину, но так и оставшегося маленьким, со страха видящего всего один путь, прямой как лопата. Одно в ней хорошо: соотношение воли и мозгов таково, что мозги не мешают действовать. Иногда стоило бы помешать, но будь Рин мозговитее, она бы такую стену не прошибла. Недостаток воображения бывает благом.

Я бы не сказала, что Рин это портрет среднего человека. Скорее, это портрет среднего человека, поставленного в дикие, невыносимые условия, где лучшее и худшее лезет наружу, а среднему места нет. Понимая это, читатели прощают такого главного героя, который совсем не герой. Ведь ее шкуру каждый читатель может примерить и на всех она налезет, везде потянется.

Самое лучшее в серии это Рин, психология народа, война и особенно политика. Чувствуется, что тема хорошо осмысленна, особенно ее международный аспект. Не только Ребеккой, конечно, осмысленна, цитаты из Макиавели легко опознать, а Сунь Дзы цитируется прямо. Тут писательница себе не изменяет, ворует все что плохо лежит, но главное — она начала воровать по-тихому, не бросаясь узнаваемыми терминами. За это ей от меня плюсик в карму, приятно, когда писатель не ломает сюжет и не размывает свою самобытность.

Самое худшее в серии это лирика. И учеба. О да, учеба. Я чуть не застонала, когда Куанг начала писать об обучении шаманов. Опять. Это самое худшее, что у нее вообще есть в книгах. Не знаю, как при таком тотальном динамизме у нее получается так нудно описывать обучение, но это просто непреходящий косяк. О котором, судя по минимальным описаниям, автор прекрасно осведомлена, слава богам.

От лирики, впрочем, мы так просто не отделались. Внезапная перемена в отношениях с Нэчжа мне показалась странной еще в первой книге, но чем дальше, тем сопливие. Я понимаю, война меняет всех, но в перемену высокородных засранцев мне упорно не вериться. А Нэчжа был именно засранцем, а вовсе не благородным героем из последней книги, да еще влюбленным.

Но дальше хуже. Мулан в духе Джорджа Мартина, нынешнего фэнтезийного канона, разбавляется мексиканским сериалом. Внезапно встает (вот прям встает) вопрос, кто же родители Рин. И тут начинает выясняться всякое разное. Я поначалу чуть было не решила, что Императрица, но обошлось. Странно, что автор вообще решила раскрыть этот вопрос, а не оставить Рин никем, чем она, собственно, и являлась. Но это было бы слишком правдоподобно даже для темного фэнтези.

Я получила большое удовольствие от серии, несмотря на кучу косяков и предсказуемость. Я надеюсь, что комбинаторша Куанг подарит нам еще много книг, где будет больше Куанг и меньше комбинаций. Но меня и комбинации устроят, если честно, писательница хорошо анализирует и перевирает данные, так что в любом случае будет интересно. Ну и еще ей на роду написано издать книгу «Кради как писатель». Во имя будущих, еще неопытных авторов, которым бы лучше красть, чем писать отсебятину.