Больше рецензий

Llewpard

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2013 г. 17:17

456

4

Признаться, с творчеством Маргарет Этвуд я познакомился впервые. И впечатления от него остались глубоко положительные. Я не так давно читал "Делириум" Лорен Оливер и "Над пропастью во ржи" Сэллинджера . Первая — о бунтарстве и постапокалипсисе, вторая — о якобы бунтарстве, а по сути — о максимализме. Так вот, ни та, ни другая книга своих амбиций не оправдали — а вот в "Орикс и Коростель" Этвуд уложила их на обе лопатки. Тут и постапокалипсис, и неприятие существующего мира, и максимализм — и все это гораздо глубже и правдоподобнее, чем в упомянутых книгах.

Но при всем при этом мне кажется, что центральной темой романа является не столько крах того мира, который мы знаем. И даже не столько картина того, до чего человечество может себя довести. Для меня — это прежде всего роман об одиночестве. Первые страницы романа, пока ты не понимаешь всей сути, кажутся переполненными по-настоящему маркесовскими сюрреализмом и грустью. Ведь все действующие лица — Коростель, Орикс, Снежный человек — по-своему одиноки.

Возьмем, например, Джимми — парня, который слишком рано охладел к жизни. Его мать была вынуждена сбежать и вскоре погибла, его отец слишком увлечен собой, чтобы думать о сыне. Все, что он делает, он делает без страсти, без отдачи — просто чтобы скоротать жизнь. Кое-как учится, поступает в университет на никому не нужную специальность, кое-как заканчивает его, устраивается на работу рекламщика, став лишь еще одним в серой массе клерков. Единственным просветом в его жизни является Коростель. Казалось бы, полная его противоположность. Начитанный, эрудированный, успешный. Он умеет ставить цели и успешно их достигать. Он деятелен, у него полно планов. И он, и Джимми осознают порочность окружающего их мира — но если у Джимми это вызывает лишь глубокую апатию, то у Коростеля — стремление что-то делать, желание все исправить. И есть еще Орикс — девушка, которая, наверное, могла бы спасти человечество. По сути, именно она была ключом, который мог бы разрешить все проблемы — вывести Джимми из вечной апатии, отвратить Коростеля от пути уничтожения — самого легкого, но далеко не самого верного.

Позиция Коростеля — это чистой воды нигилизм, желание уничтожить все существующее, чтобы начать заново - вместо того, чтобы планомерно исправлять изъяны существующего мира, что при его умственном потенциале и при положении, которое он в конечном итоге занял, было более чем реально. Сама по себе она делает его одиноким и несчастным, хотя он сам не до конца осознает это. И, как и следует ожидать, в конечном итоге она губит его — а заодно и Орикс, которая была рядом. И в итоге по-настоящему одиноким оказывается именно Джимми — потому что он остался действительно один. Последним человеком на останках цивилизации. Снежным человеком.

Дети Коростеля — тот вид, который должен занять место людей, вызывают у него неприятие. Да, эти существа могут его умилять, да, их судьба заботит его — потому что он обещал о них позаботиться. Но его не покидает чувство, что они искусственные. Что они созданы его другом. Ему окружающий мир, пусть и лежащий в руинах, все равно ближе и любимей, чем эти наивные дети Коростеля. Задуманные так, чтобы не знать ни голода, ни войн, ни боли. Они могут питаться листьями, они могут быстро залечивать свои раны, могут с легкостью удовлетворять свои половые потребности. У них отсутствует либидо. И это делает их аморфными — такими же, как и сам Снежный человек. Да, меня на протяжении всей книги не покидала мысль, что они в чем-то похожи, хотя сам Снежный человек смотрит на своих соседей сверху вниз. Они похожи в своем безразличии к происходящему. Джимми, превратившись в Снежного человека, по сути, ведь ничего не потерял. Он одинок, он скучает по Орикс и Коростелю — но он не скучает по человечеству. Ему просто все равно. Так же, как он раньше лежал на диване в своем доме, бездумно коротая жизнь, теперь лежит он в своем гамаке. Так же и дети Коростеля могут всю жизнь провести на морском побережье — им тоже безразличен окружающий мир. Только вот им он безразличен по определению, потому что они так устроены, и оттого вдвойне грустно видеть последнего человека в такой апатии.

Дети Коростеля устроены правильно. С чисто научной точки зрения. Идеальный вид. Только это уже не люди — в своей гармонии с природой, в своей вечной аморфности они ближе к животным. И в этом главная ошибка Коростеля. Он хотел создать идеальный вид, который был бы лишен проблем, присущих нашему. Но прогадал. Рано или поздно они пошли бы по тому же пути, по которому в свое время пошли люди. Мы видим, как Снежный человек придумываем им мифологию. Потом будет религия. Будут какие-то конфликты, какая-то вражда — и все пойдет по тому же кругу. Склонность к саморазрушению — вот та черта, которая отделяет человека от животных. А в детях Коростеля, при всей их животной покорности судьбе, все-таки было изначально заложено слишком много человеческого.

Коростель ошибся. Неидеальность окружавшего его мира, которая не давала Коростелю покоя, крылась не в людях, а в цивилизации, к которой они пришли. Со всеми этими компаундами и плебсвиллями, трансляциями смертных казней по телевизору, пухлокурами и свиноидами. Коростелю не нужно было спасать Джимми и своих созданий. Ему нужно было спасти себя и Орикс. Чтобы они смогли стать новыми Адамом и Евой, чтобы человечество смогло начать заново. Оно было бы уже не таким — ведь ресурсы исчерпаны, знания потеряны. Оно было бы не лучше и не хуже прежнего — просто другим. И как минимум не хуже детей Коростеля.

Маргарет Этвуд рассказала по-настоящему глубокую историю. В которой каждый, наверное, найдет что-то свое. А я после прочтения романа невольно задумался о том, что в каждом из нас живет и такой вот Снежный человек, и такой Коростель. И хочется искренне надеяться, что свою Орикс каждый все-таки найдет, ведь иначе мы обречены на саморазрушение и одиночество.

Комментарии


Спасибо! А Этвуд , и правда, удивительная, и проза у нее настоящая , добротная, искренняя.


Да, для меня это было приятным открытием, давно не читал ничего столь хорошего по уровню. В ближайшее время еще что-нибудь у нее обязательно почитаю)


Прочитал рецензию - как будто всю книгу прочитал, да еще и мысли разжеванные в череп положили.. Плохая рецензия


Невысокого вы мнения об Этвуд, если считаете, что в паре абзацев можно пересказать всю ее книгу. Тем не менее спасибо за замечание, впредь буду предупреждать о спойлерах. Хотя не думаю, что конкретно здесь я слишком сильно раскрыл сюжетную канву.


Большое спасибо заинтересовало! Тем более, что ее "Рассказ служанки" мне очень понравился)


Как раз думаю, что бы из ее творчества еще почитать. Может, как раз за упомянутую вами книгу и возьмусь)


:) Она, правда, достаточно феминистская, как мне кажется...


Спасибо за предупреждение, учту)


Эта книга стала у меня первой у Этвуд и тут же стала любимой.
Мне Джимми тоже показался пустым - в нем нет той искры, что двигала всеми людьми цифры.
Единственное, что меня убивало в книге - это ее обложка! Она ужасна -___-


Согласен) Маркетинговый ход как минимум сомнительный. Такие поделки и автора, и издателя ставят в неловкое положение, как мне кажется.


Вот именно, что не ожидала такой подловит от одного из самых уважаемых мною издательств. Мне было неудобно открывать книгу с такой обложкой на айпэде. В магазине бы я вообще такую не купила!


Красивая рецензия,странная формулировка, но она именно такая для меня.


Спасибо за отзыв) Формулировка получилась действительно странной, сложно было выделить одну мысль, чтобы остановиться подробнее, в итоге вышло как-то сумбурно.


Простите, но ставить Этвуд в один ряд с Лорен Оливер... По меньшей мере это странно. С Вашей трактовкой романа не могу согласиться, сама чувствовала подругому. Но рецензию приятно читать :)