Больше рецензий

6 октября 2021 г. 10:11

938

1 Вредная книга, которую лучше сжечь

Какова цена лжи? Цена лжи в наши годы - Нобелевская премия и вольготная жизнь в Германии. Цена лжи в наши годы - сериалы, которые снимают по твоим опусам. В наше время модно лгать, господа.

«Чернобыльская молитва». «Одинокий человеческий голос». Сначала у меня сдавило сердце. Какая идея, как это воплощается... От монолога жены пожарного Люды в глазах встали слезы.

Потом логика действий персонажей полетела в тартарары. Особенно доставили два момента.

Момент первый. Ликвидатор выбрасывает всю свою одежду, но отдаёт сыну пилотку, потому что сын просил. Очень просил. Этот человек в своём уме был? Он понимает уровень опасности, потому что выбрасывает одежду. Но пилотку отдаёт сыну, чего он вообще ждёт?

Момент второй. «Инженеры», «физики», которые идут поближе к реактору посмотреть на «красивый» пожар. И детей с собой ведут. Простите, а они точно физики? (Этот момент в сериале от HBO был и очень много вопросов вызвал.)

Тут у меня как читателя возникли первые звоночки в голове - когда чувства немного поостыли.

Потом я начала расследование. На основе которого и сделала вывод, что книги Алексиевич вредны, если воспринимать их как нечто отражающее реальность.

ЧТО НАТОЛКНУЛО МЕНЯ НА ЭТУ МЫСЛЬ?

Алексиевич не позиционирует свое произведение как чисто художественный вымысел. Она намеренно обращается к формату монологов, она пишет под ними имена, и это создаёт ощущение документальности. Дойдя до середины книги, я гуглила каждое имя. Часть имён намеренно изменена. Часть имён есть только в этой книге.

Задумайтесь: вы восприняли эту книгу как достоверные воспоминания ликвидаторов? Я сначала - да. Я была обманута, введена в заблуждение и несправедливо посудила о трагическом событии из-за книги Алексиевич.

Я абстрагировалась от своего культурного бэкграунда и представила себя обычным жителем развитой западной страны, который ещё и псевдоисторический сериал «Чернобыль» посмотрел. Какие выводы родились в голове у меня?

Вывод 1. Ликвидаторы - пустоголовые люди, которые надевают на сыновей заражённые пилотки и беспробудно хлещут водку. (Сериал подтверждает последнее.)

Вывод 2. Просто безумен пассивно-жертвенный менталитет русского/белорусского/советского человека, которого, как скот, гонят на убой, а он ничего не может сделать, только бухает. И как личность себя не осознаёт. Будь я обычным западным читателем, у меня углубились бы стереотипы об «этих славянах». Как у жителя постсоветского пространства, у меня просто знатно пригорело. То есть надо было все оставить как есть и никого на убой не гнать? И похер, что полмира из реактора накроет?

Вывод 3. Кровавая тоталитарная советская машина - виновница аварии и последующих десятков тысяч смертей (так в сериале говорится - и ничего, что непосредственных смертей было только несколько десятков, а, кроме радиации, в болезнях населения может быть виновато куда больше факторов, включая психологический и вредные привычки?) На улице к каждому несчастному советскому жителю, включая простого кондитера - жену пожарного, приставлен кейджибишник, кровавая гэбня грозится тебя РАССТРЭЛЯТЬ, если ты не полезешь в реактор! Моя реакция на это такая же, как на вывод номер 2.

Но это ещё можно стерпеть. Что точно нельзя стерпеть и что стало последней каплей - я попалась в ловушку радиофобии.

Задумайтесь снова: после сериала и книги стали вы бояться радиации? Появилось желание купить дозиметр, замерить фон? Узнавали ли, есть ли рядом с вашим населенным пунктом АЭС? Я - да. У меня в детстве была увеличена щитовидка. Я тут же обвинила в этом могильник с р/а отходами, который был в шести километрах от моего дома. Я никогда не была на самом могильнике, он отгрожен, и фон повышен только непосредственно на нем. Но из-за радиофобии я впала в этот маразм.

Ещё задумайтесь: посчитали ли вы лучевую болезнь чем-то, что превращает человека в (недолго, но все же) живого зомбаря, как то было показано в сериале? Показалось ли вам, что доктора шарахались от больных? Считаете ли вы, что больной лучевой болезнью человек опасен для вас? Считаете ли вы, что и получившие какие-то дозы радиации чернобыльцы опасны как источники радиации?

Каюсь, я на все эти вопросы после творения Алексиевич и сериала HBO отвечала «ДА». Как хорошо, что у меня хватило мозга почитать критические статьи, документы и интервью с умными людьми.

Вот вам несколько полезных ссылок, которые развенчают, по крайней мере, «радиофобию»:

«Лживый голос увенчанной лаврами»

Автор – Анатолий Краснянский, кандидат хим.наук в МГУ. Обязательно к прочтению ярым защитникам Алексиевич и тем, кто считает ее литературу «полезной». Помните: ко всему надо относиться критически!

Интервью с профессором Робертом Гейлом, который лечил больных в 6-й больнице в Москве

Ответы той самой Ангелины Гуськовой на некоторые важные вопросы

Записка Роберта Гейла (на английском языке)

В ней говорится о неверном изображении и искажении фактов о лучевой болезни в сериале «Чернобыль»

Я смотрела ещё много видео, интервью с ликвидаторами и читала научные работы, которые показали, как много в книге (и, ergo, сериале) исторической лжи, взять только утку про тех, кто откачивал воду из-под реактора и умер (один из них жив и теперь, а двое других умерли в 2000-х, почитайте, зато в сериале эту утку подхватили и даже в отбросе от Данилы Козловского). Как исказили образы учёных, министров (почитайте тут еще интервью с писателем Губаревым, что он говорит о Легасове, о шахтерах, о министре угольной промышленности). Я считаю, что ни книга, ни сериал не позиционируют себя как чисто художественные, а претендуют на документальность, чем запутывают читателя и зрителя и порочат память людей, именами которых названы герои.

На основе чего и делаю вывод:

Книга Алексиевич вводит читателя в заблуждение псевдодокументальностью, которую подхватил сериал «Чернобыль». Она вредоносна.

Вместо толерантного отношения к чернобыльцам у читателя появляется страх перед ними как перед потенциальными зомбаками. (От известных кадров из сериала я не спала целую ночь, и мне долго приходилось себя успокаивать, что авторы перегнули палку, что в итоге и подтвердил профессор Гейл, которому у меня больше оснований верить, чем сценаристам и писателям.)

Вместо восхищения и благодарности ликвидаторам у читателя появляется чувство безысходности и черноты, ненависть к кровавой гэбне. У читателя с постсоветского пространства появляется ещё и чувство стыда. Вас охватывает нездоровый ужас, и все эти чувства будут у вас теперь неизбежно ассоциироваться не столько с самой Чернобыльской катастрофой, сколько с людьми, от неё пострадавшими, радиацией и тоталитарным режимом.

Вместо того чтобы добавить сноски, пояснить истинный исторический контекст и научную подоплёку, автор жонглирует именами людей и в случае чего оправдается «художественностью», как то было в случае с «Цинковыми мальчиками», которых я теперь читать не собираюсь.

Очень грустно стать жертвой этой книги и вспомнить о трагическом событии благодаря ей и сериалу, а не нормальной документальной литературе и воспоминаниям реальных людей.

Комментарии


Спасибо!