Больше рецензий

Sotofa

Эксперт

по имперским стаутам

5 октября 2021 г. 17:21

164

3.5

Чистый и неподдельный восторг!
Это тот самый случай, когда не ждёшь от книги ничего особенного, скорее уж наоборот, но в итоге получаешь изысканную игру с читателем и неприкрытый троллинг всего, что попадается на глаза.

Семь коротеньких сказок, вступление да послесловие - вот и всё, что даёт нам Уолпол. И честно говоря этого категорически не хватает! Его фантазийные переработки сюжетов настолько хороши, что семи слишком мало. И, скажу я вам, что хотя автор недвусмысленно жалуется на отсутствие фантазии в литературе, где нет абсолютно никаких границ дозволенного, ему самому фантазии не занимать! При этом хотя только две из них абсолютно явно происходят в мире, где обычные законы неприменимы, остальные всё равно не уступают в изобретательности и занимательности.

При чтении не следует забывать, что эти сказки относятся к середине восемнадцатого века и фактически Уолпол как писатель значительно опередил своё время, создав первый готический роман, "Сказки", которые являются предтечей абсурдизма, и дополнив английский язык целой россыпью неологизмов. А ещё он построил первый псевдо-готический дом! Может это и не самое большое достижение как писателя, но это однозначно характеризует его как визионера похлеще Стива Джобса.

Говоря же собственно о сказках, в целом я бы сказала, что они продолжают дело Эдварда Лира, но только в прозаической форме. И надо сказать, что сама по себе форма скорее противопоставлена содержанию. Будучи абсолютно абсурдными и нелогичными эти сказки рассказаны абсолютно уверенным и цветистым тоном сказочного рассказчика, который не сомневается в правдивости событий, а приукрашать себе позволяет всё только многословными сравнениями. Такой стиль делает абсурдность происходящего ещё более выпуклой, хотя казалось бы - куда больше!

Общее впечатление от сборника не назовёшь иначе как грандиозным. Великолепные сюжеты, неожиданные повороты, чего стоит хотя бы только проглатывание эмбриона в "Персике в бренди", яркое высмеивание религии и исторических событий. Крайне печально, что несмотря на надежды Уолпола до полного принятия и всеобщего восхищения его трудами человечеству ещё далеко. Но с другой стороны тем больше будет радость и удивление потомков от находки такого алмаза в восемнадцатом веке. Ведь проза Уолпола подразумевает под собой полную свободу мысли и тотальное отсутствие каких-либо рамок, что сложно представить даже нам в текущий момент, когда любое неосторожное слово может оскорбить кого угодно.

"Иероглифические сказки" из сегодняшнего дня могут показаться слишком странными или избыточными и вызвать претензии к тому, что на текущий день только ленивый не переделал "Тысячу и одну ночь" тысячей разных способов. Но Уолпол сделал это тем одним способом, который позволил потом на его месте вырасти всем остальным. И уже одно это заслуживает всяческого уважения. А если отбросить скептицизм, то заодно можно от души насладиться юмором, который местами сильно тяготеет к чёрному, но от этого нисколько не становится хуже.
В общем, годная книжка для прочтения, просто для получения максимального удовольствия "Сказки" как любую подобную литературу лучше рассматривать в контексте времени.

Долгая прогулка, октябрь, основа.
Ctixia , num , Meredith , шлю восторженно-феечные приветы!