Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2021 г. 11:03

852

5

С университетских лет периодически возвращаюсь к Ремизову. Сюжеты забываются, «Крестовых сестёр» читаю не первый раз, но это не важно: в этом случае главное – общение, насыщающее и особенное общение с автором. Алексей Михайлович – многогранный человек и просто невероятно, совершенно своеобразно, талантлив. Вы найдёте у него и писательскую душевную чуткость, и психологию не хуже, чем у Достоевского (может, не так густо наложенную), вовлекающую манеру повествования, а уж про словарный запас я не говорю – тут глоссарием не обойдёшься, скоро, как Шекспира, Ремизова будут издавать с профессиональными комментариями.

Отдельно надо отметить отношение А.М. к искусству и к языку – темы, которым в томе уделено достаточно места. «Искусство – это значит распоряжаться», пишет мэтр. В языке он свободен, уверен, что приводит к тому, что сто лет спустя не всегда уловишь за хвост его мысль. Тем лучше! Более того, уверен, кроме использования почти всех слов русского языка того времени, он активно занимался словотворчеством или, по крайней мере, формотворчеством. Также вы найдёте несколько любопытных замечаний о русском языке, оказываемых на него влияниях и проблемах, которые перед ним стоят.

В итоге, Ремизов – это целое читательское приключение, лингвистическое, историческое, духовное.

Сборник открывают четыре повести, очень интересные, кроме разве что жалостливого русского «Петушка». Такое впечатление, что не только весь Бурков дом – Алексей Михайлович размахнётся и весь Санкт-Петербург опишет, и без напряжения, без колебаний, пожалуйте! Его глаз словно видит всё вокруг. Ещё Алексей Михайлович – колдун: опишет какую-нибудь Адонию Ивойловну, сны её, скорпионов во фраках; удивительное рядом, а причудливое – двумя шагами дальше.

По соседству со всей этой авторской чертовщинкой, увы, мы наблюдаем русскую бесцельную и мелкую жизнь, где не столько подлы люди, сколько подленьки, не столько глупы – глупеньки, не столько хитры – хитреньки. Смерть и конец часто синонимичны, персонажи свою судьбу словно ковш допивают.

Где-то за бесцельностями жизни играет свет – там «бродячая святая Русь».

Во второй части – рассказы под общим заглавием «Весеннее порошье». Чего там только нет! Небольшие зарисовки, зафиксированные события и впечатления, сюрреалистически-свободные полёты фантазии, плюс много христианских – чего? рассказов, притч? В общем, винегрет от Ремизова. Не всё одинаково интересно, даже в романах-повестях Алексей Михайлович может запросто загрести в сторону, тут он как дух, который летает, где хочет.

Завершает книгу раздел, обозначенный как «сны и предсонье», названный «Огонь вещей». Он оказался для меня поразительным: не знал я раньше Ремизова, как серьёзного (по-ремизовски серьёзного, конечно) литературного критика. Перечитать надо было бы сперва Гоголя, Достоевского, Тургенева, а потом уже браться за «Огонь вещей». Или издавать этих авторов с приложением из ремизовских статей. Кроме анализа снов Алексей Михайлович, упоённо строча текст (без малого 200 страниц!), увлекается подытоживанием роли и влияния Гоголя, его следов в творчестве других авторов, между делом показывая знакомство с зарубежной критической литературой и превосходное знание отечественной литературы того времени. Что-то забуксовал я у таких имён, как М.П. Погодин и Я.П. Бутков, а последнего А.М. весьма даже рекомендует.

Так что, если вы давно не обращались к Ремизову, рекомендую его как (говоря современным новоязом) прекрасный способ «прочистить литературные каналы». Не говоря уже об удовольствии.