Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 сентября 2021 г. 20:41

372

4


Литературная цепочка к этому рассказу потянулась от двух эссе Дмитрия Быкова (ДБ): «Победа Стругацких» и «Вещество Победы» из книги Дмитрий Быков - Календарь. Разговоры о главном . В эссе ДБ применил термин «Воины Блеска», выведенный современным философом А. Секацким (АС) в докладе «О духе воинственности». АС с этим докладом, якобы, выступил в Академии Генерального штаба наших Вооруженных сил.
Не знаю выступил или не выступил АС в Академии (что само по себе интересно). Вопрос не изучил. На это, надеюсь, появится дополнительное время.
Но пришлось после ДБ коротко ознакомиться с докладом АС. Раньше кое-что читал у АС, и нравились его размышления. А тут в докладе воинственность, философия, тело и «Среда Войны», «Воины Ярости» - штурмовые бригады СС, «Воины Пота», «Воины Блеска» и все что было ещё, показалось очень странным, каким-то «кривым». Не исключаю, потому, что мой взгляд был поверхностным. И с этим тоже придется разобраться позже.
В качестве яркого примера «Воина Блеска» в литературе АС приводит фигуру главного героя рассказа У. Фолкнера «Полный поворот кругом». Пересказывая фабулу произведения, в докладе АС жутко все путает. И обстоятельства боя и подвига Хоупа и его звание и много чего еще. Это странно.
В рассказе во время Первой Мировой войны молодой лейтенант королевского флота Хоуп на своем маленьком торпедном катере показывает своему старшему товарищу американцу-летчику чудеса храбрости в бою против немецкого крейсера. Все, что ни делает этот совсем еще мальчишка, до боя, под смертоносным огнем, все для него словно игра. В самых опасных обстоятельствах Хоуп бодр, задорно весел. Он ведет себя так словно война для него смешная прогулка. Вот только почему-то после боя этот мальчик напивается вусмерть и валяется на улицах города в невменяемом состоянии.
В рассказе чувствуется неестественность, многое не правильно, не соответствующее действительности.
Скоро понимаешь, что автор сам не воевал, не был свидетелем боев. Его искаженная картина войны (и боевого полета на бомбере, и атаки на торпедном катере), преломленное видение боев и людей в боевой обстановке. Он не видел своими глазами того, о чем пишет. О чем-то слышал, что-то прошло мимо, но в бою не был. Так и есть. Фолкнер учился в летном училище, но не попал на фронт, - Первая мировая закончилась.
В 1970-м каком-то году по рассказу сделан одноименный радиоспектакль, режиссер Андрей Тарковский, Хоупа озвучил Никита Михалков, американца – Александр Лазарев. Музыку В. Овчинникова исполнил целый симфонический оркестр. У спектакля незавидная судьба: пленка пролежала на полке и, кажется, только один раз транслировали по радио. Я послушал радиоспектакль: жуткий диссонанс текста и музыки.

Во всех «звеньях» этой философско-литературно-музыкальной цепи все как-то странно ненормально, криво и отталкивающе искажено. Пока не разобрался.