Больше рецензий

18 сентября 2021 г. 22:30

375

4 Треугольник треугольнику рознь

Исторический роман Г. П. Данилевского «Мирович» (1875), посвященный попытке освобождения Мировичем заключенного в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, красочно рисует эпоху дворцовых переворотов и персонажей, чьи образы способны вызвать сочувствие. Здесь много домыслов, свойственных художественной литературе. Однако, как отмечает сам автор в примечаниях к шестому изданию, в главном  он «держался несомненных данных». Действительно, список источников и научных трудов, которыми Данилевский пользовался при подготовке к написанию романа, очень внушителен.

Чем интересен роман советским литературным критикам? Прежде всего изобличением лицемерия российских императоров. Как пишет Н. Г. Ильинская, царственный узник является «мерилом гуманности очередного самодержца». Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II - все они сочувствуют Иоанну Антоновичу фактически лишь на словах. Впрочем, если изначально роман и назывался «Царственный узник», автор вынес в окончательное заглавие имя другого персонажа.

Что же Мирович? Как пишет сам Данилевский, в создании его образа он «старался быть верным преданию и истории, которые именно рисуют Мировича самолюбивым, мало развитым и легкомысленным «армейским авантюристом» екатерининских дней, завистливым искателем карьеры, картежником и мотом». Характеристики не очень лестные.

Еще более негативную оценку вкладывает автор в уста невесты Мировича Поликсены Пчелкиной, которая в лицо называет его «слабым, ничтожным и ни к чему не пригодным человеком». И, кажется, не иллюзорные подстрекания Ломоносова, не алчность, не авантюризм, а именно эти слова любимой женщины становятся последней каплей в череде жизненных горестей и становятся катализатором, толкнувшим героя романа в пучину болезненного безумия, длившегося несколько месяцев перед исполнением задуманного им. Он похож на фанатика. Но фанатизм этот не политический, это фанатизм обиженного, уязвленного самолюбия. Он хочет опровергнуть слова Поликсены, доказать всему миру, ей и самому себе, что он не «тряпка».  «Так я не способен? - задыхаясь, думал он, глядя в темноту. - Ты не верила? Сиди же в своей трущобе... а вот Орловым-то, видно, мне быть».

Роман строится на своеобразных исторических параллелях. Пчелкина мыслит себя Жанной д'Арк, а Иоанна Антоновича - Карлом VII. После посвящения Мировича в план и успешного переворота Екатерины II на первый план выходит другое сравнение: Екатерина - Дашкова - Григорий Орлов, с одной стороны, и противопоставленные им Иоанн Антонович - Пчелкина - Мирович, с другой. И этот контраст разителен. Насколько персонажи первого треугольника умны и дальновидны, настолько персонажи второго - безумны и дики. И если первый переворот был продуман до мелочей и у его исполнителей было много сторонников, второй переворот совершался без приспешников, без плана и без четкого представления, что же и как будет дальше.

Дух эпохи прорисован так живо, что погружаешься в него с головой, легко представляя себе Петербург, Шлиссельбург, Ораниенбаум того времени. Кроме политических деятелей и приближенных ко двору, на страницах романа выведены, например, Фонвизин, Державин и Пассек, уплетающие пельмени после игры в мяч. Отдельно стоит отметить очень богатый лексически и живой язык, которым написан роман.