Больше рецензий

16 сентября 2021 г. 13:56

660

3.5 Ты - просто сторонний наблюдатель?

«Групповой портрет с дамой» не совсем оправдал ожидания. Перед этим мне понравился «Бильярд в половине десятого», от «Глазами клоуна» я был просто в восторге. И сейчас, когда закрыл последнюю страницу, не отправился сразу что-то делать, или хаотично тыкаться в телефон, или хватать другую книгу – некоторое время просто остался на месте. Не думая даже, а пытаясь ощутить, что же это такое. Что такое жизнь, история, судьба, время, желание.

Бёлль ставит вопросы, он прост, глубок и безжалостен. Его книги не оставляют равнодушными. В этом случае нам дана история одной необычной женщины, которая сама появляется в книге один раз и очень ненадолго. Вокруг нее – хитросплетения друзей, родственников, врагов, удавшихся и неудавшихся любовников. Вокруг сначала расцветает фашизм, потом начинается и заканчивается война, проходит время поиска врагов и снова возникает «опороченная гордость» немцев. А героиня остается все той же, как бы это было ни странно. Но и утверждать этого нельзя, потому что она немногословна, и сама видна со стороны. Каждая сторона может видеть похожее, но воспринимает все по-своему.

И так получается, что вся жизнь стала войной. В ней кто-то взлетел, кто-то был убит, кто-то юлил, а кто-то падал снопом. Все это в прошлом, хотя никуда и не ушло. Многие не перестают терзаться вопросами о том, что произошло, как это было, что они лично делали в этой ситуации, могло ли или нет быть по-другому. Но это тщетно. Думаю, единственное, что не тщетно по настроению книги – привязанность, любовь, отказ от прописных ценностей и погони за ценами.

Бёлль активно выступает против потребительства, тупоумия, лицемерия, ханжества, конформизма. Он презирает цивилизацию потребителей и, наверное, по-своему жалеет нелепых созданий, которые думают, что все, что они могут и должны – это лезть вперед за благами, что их ценность определяется тем, сколько ценностей они могут купить. Мне с ним в этом по пути. Лучше безумцы, странные личности и юродивые блаженные, чем сонм пластиковых дегенератов с чудовищной мешаниной понятий о прописной добродетели в контексте потуг оседлать поток добавочной стоимости.

Но в самой книге для меня есть много минусов. Мне не понравился стиль. Кажется, я только смутно могу понять, зачем автору понадобилось написать все именно так. Хорошо, пусть взгляд со стороны на главную героиню и друг на друга. Интересно. Ок, где-то автор (герой книги) нарочито педантичен и зациклен на мелочах, не имеющих отношения к делу. Может, это передает немецкий дух. Но где-та эта педантичность пропадает, где-то мы видим выдержки из энциклопедий, документы эпохи, неуместные сокращения. Все это ни к селу, ни к городу и, вообще говоря, сильно мешает, а, временами, и злит. Некоторые места книги хочется перелистнуть, некоторые – кажутся заигрыванием с читателем. Кое-где – недоумение. Жаль.

Единственное, чем такая подача всколыхнула - это монотонностью, постоянными углублениями, гипностичностью. Наблюдение со стороны затягивает. Но и ставит вопрос - а ты ли, не всего лишь сторонний наблюдатель того хорошего и плохого, великого и ничтожного, что происходит повсеместно? Где грань между наблюдением и действием? К кому тебе больше хочется примкнуть или кого больше хочется притянуть к себе?

О Бёлле я мнения не меняю. Просто не совсем мое.