Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

15 сентября 2021 г. 22:45

287

4 "Пусть у меня нет счастья, зато у меня есть скипетр и королевство"

Цикл "Проклятых королей" ждал меня, пожалуй, лет 20 - с детства смотрела на трехкнижие на полке и все думала о том, что когда-нибудь прочту одну из наиболее качественных исторических саг. В истории я разбираюсь не очень (на мой требовательный взгляд - вообще не), поэтому этот жанр всегда отпугивал - нужно же действительно понимать эпоху и нравы, чтобы на самом деле разуметь происходящее, когда речь идет о действительно существовавших личностях. Отсюда и страх, что не сумею насладиться историей, не отслеживая логику событийного ряда и причин-следствий - однако Морис Дрюон не впутывает в дебри незнакомого, а наоборот прокладывает тропку, чтобы читатель не заплутал.

картинка Sandriya

По сути, все легко и просто - ненависть к тамплиерам у Филиппа Красивого возникла от обиды, что его в этот орден в качестве магистра не приняли, отказав прямолинейно грубовато; заточение героинь последовало за изменами, которые по отношению к королевским особам страшнее греха перед обыкновенными людьми - нашли кого унизить; все козни совершались ради устранения соперников на власть. Не история, а сплошная психология. Да и в целом, все происходящее в обоих романах, скрывшихся под обложкой первого тома саги - это придворные козни и придворный секс: против всех, со всеми, без жалости, со страстью плоти.

картинка Sandriya

Чуть более иного я ожидала от столь прославленных произведений - интриг, а не козней все же да и прелюбодеяний в фоне существования, а не на его авансцене. Проклятие казненных тамплиеров, обрушившееся на головы королевского круга тоже не удивило (карма давно не сюрприз для меня), хотя и порадовало скоростью осуществления - "не прошло и сорока дней". Поэтому оценка сборнику мной дана авансом в надежде, что самое интересное еще развернется впереди.

Большую же часть впечатлений заняли возникшие размышления о человеческом "хождении по головам" ради обретения власти; о том как современные правители похожи на королевскую знать - интересно, не стыдно выходцам из сел думать, что они равны людям (пусть и загрязнившим его неразборчивостью в связях) с происхождением (кстати, так же глупо и знати пробовать равняться с мастерами-агрономами или огородниками с чудным урожаем: каждый сверчок знай свой шесток); о том, что, кажется, не найти мне подходящих времен, чтобы отыскать в них людей, что искренне нравятся в большинстве своем, а не исключением. Как-то, вроде бы, приключенчески происходило все в романах, а послевкусие безысходности и беспросветности человеческих пороков...

Комментарии


Филипп Красивый хотел подмять тамплиеров как организованную военную и финансовую силу. На службе у короля состояли бароны, больше занятые грызней и сварами между собой. В пику им, у тамплиеров была дисциплина и четкая структура, позволяющая слажено действовать на войне и в мирное время. Неконтролируемая сила активно не нравилась Филиппу. Сначала он попросился к ним в братство. Не могли же они его взять на роль простого рыцаря. Значит, надо брать как одного из руководителей. В магистрах у храмовников тоже не дураки ходили. Они понимали, что пустив французского короля в орден, они практически перейдут под его руку. Когда взломать систему изнутри не получилось, был предпринят силовой захват и уничтожение. Принцип "так не достанься же ты никому". Обида Филиппа на этом фоне была делом десятым.

Спасибо за рецензию)


Спасибо за подробности)) Мы, наверное, немного по-разному трактуем обиду - ""так не достанься же ты никому", раз я не могу использовать в своих интересах" я и назвала обидой, не детализируя) как с мужиком некоторые женщины - "не хочешь быть моим мужем, т.е. мои ожидания и пожелания в этой роли не реализуешь, убью тебя, потому, что обижена")


Если я правильно помню, у Дрюона ситуация подана именно больше с личной позиции короля Филиппа и его обиды из области "меня не взяли в песочницу поиграть". В этом просматривается общий подход Дрюона в этой серии - он взял реальных исторических персонажей и наделил их плотью и кровью. Все его короли и королевы перестали быть просто набором дат и портретов со стены. Он их очеловечил, при этом убрав несколько важных политических мотивов. Это особенно видно в пятой книге "Французская волчица". Образ Изабеллы не то чтобы искажен, но слишком выставлена напоказ ее романтическая сторона в отношениях с лордом Мортимером. На фоне этой великой любви теряется факт, что Изабелла его использовала для захвата власти в Англии. Будучи женщиной она могла действовать только через мужчину, тем более что в Англии ее многие считали пришлой, там шла своя постоянная грызня между баронами при попустительстве слабовольного Эдуарда.
Есть отличная книга Барбары Такман Загадка XIV века про истоки и ход Столетней войны, это если захотите более глубокое документальное исследование.


Ну в моем понимании люди, тем более король, ничего не делают просто так, и в "песочницу" он собирался с определенными целями, которые не дали осуществить.
Я еще не читала пятую книгу, поэтому не стоит вдаваться в подробности)
Спасибо)