Больше рецензий

alexeyfellow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2021 г. 18:08

1K

2 «Вокзал потерянных снов» Ч. Мьевиль

Интернет полон отзывов удивленных и, более того, пораженных читателей трилогии «Нью-Кробюзон». Справедливости ради, следует отметить, что до последнего тома добрались не многие, даже из тех, кто отмечает уникальную фантазию автора. Чайна Мьевиль позиционируется как представитель контркультуры, понятный каждому, и именно потому вызывающий симпатию читателей. На самом ли деле это так, и столь ли уникальна фантазия писателя в данной книге?

Начну с общих представлений о сюжете и сеттинге, которые представляют собой компьютерную инди-игру. Ученый Айзек (ГГ), словно отсылка к Азимову, получает основное задание, и на пути его выполнения, сталкивается с побочными квестами, которые затирают центральную линию, сводят существование персонажа к бродилке от поручения до поручения.

Порог вхождения в историю достаточно высок. Автор не водит читателя, скорее бросает его на многолюдном базаре со словами: «- Некогда объяснять, беги»! Старый Кробюзон упоминается вскользь, причина его падения не разбирается, указывается только на нападения существ, с которыми был конфликт напоминающий войну (но это не точно).

Нью-Кробюзон, судя по описанию, находится в упадке, но причины такового – не поясняются. Читателя ставят перед фактом, что город-государство собран из чего-то там и палок, всюду грязь, зловоние, бродяги, трущобы и все в таком духе. Но если говорить об уникальной фантазии автора, то такой город не есть что-то новое. Вспомнить, хотя бы Анк-Морпорк, созданный Терри Пратчеттом, характеристики которого полностью совпадают, но столица «Плоского мира» появилась гораздо раньше.

Правила мира и игры размазаны по страницам, собирая их, читатель все равно останется в дураках, поскольку правила подстраиваются под сюжет здесь и сейчас. Иными словами, автор подыгрывает персонажам, сюжет восполняется, словно вновь с каждой главы, и тебе нужно сделать выбор: принимаешь ли ты подобное отсутствие правил, либо нет. Лично я решил сойти с этого экипажа, следующего по пути в никуда.

ГГ, на правах ученого, проводит эксперименты, очевидно, что не из своей области познаний, а потому возникает множество странностей. Например, на страницах книги можно встретить гусеницу из «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола. Кроме прочего, Айзек встречается с представительницей расы хепри, то есть двуногим жуком с человеческий рост. Они оба именуют себя извращенцами, и видимо в этом состоит контркультурная подоплека книги.

Возвращаясь к уникальной фантазии автора (которая приписывается читателями и рецензентами), следует отметить, что антропоморфные насекомые – это не редкость. Само наименование расы является прямой отсылкой к мифологии Древнего Египта, где Хепри представлял утреннее солнце, и изображался в виде человека с головой жука. У Джона Рональда Руэла Толкина, в легендариуме «Средиземье», есть персонаж Унголиант (гигантская паучиха), которая, как и народ хепри в «Вокзал потерянных снов», была проклята за совершенное преступление, что обратило их в подобную форму. Несмотря на то, что пауки не насекомые, общая канва очевидна, как и схожесть сюжета. Mortal Kombat (Эд Бун и Джон Тобиас), с его богатым лором, тоже содержит насекомого-персонажа: Ди’Вора – особь из расы китиннов, разумных насекомых с распределенным сознанием.

Завязка основного сюжета истории образуется по просьбе Ягарека из расы гаруда – крылатых птицелюдов. Данный персонаж был лишен крыльев за определенный поступок (повторение схемы с хепри), а Айзеку поручается найти способ для клиента снова полететь. Этот персонаж тоже не новинка от Чайны Мьевиля. Из мифологии Древней Греции, нам всем известны гарпии. Комиксы мира Marvel и фильмы «Люди Икс» нам подарили, как минимум, персонажа Ангел, у которого были крылья. В цикле Роберта Сальваторе «Темный эльф», Дзирт сражался с полчищем пернатых антропоморфов. Мультсериал «Кровь триединства» повествует о странствующем священнике Авеле Круснике, который мог преображаться. У него были крылья, как и у брата Каина.

Далее, Чайна Мьевиль предлагает нам персонажа – человек-кактус. И что вы думаете? Верно, это тоже уже где-то было. Начиная с мифов Древней Греции, которые знали Дриад – лесных нимф, заканчивая хотя бы «Чиполлино» Джанни Родари. И конечно нельзя забывать о Ядовитом плюще, в исполнении Умы Турман в фильме «Бэтмен и Робин» Джоэла Шумахера (плюс комиксы).

Из вышеприведенных примеров следует, что у автора хорошая насмотренность, но не фантазия. Скорее тут можно разглядеть банку Брэдбери и его советы по копированию у других. Необходимо также отметить, что некоторые читатели указывают, что книги Мьевиля не о персонажах, а об атмосфере. Персонажи тут, как говорится – «Картонки Минервы» У. Эко. Атмосферы я совершенно не уловил, уж уникальной так точно – нет.

Если смотреть на историю в масштабе, то, к сожалению, множество компонентов можно изъять, либо изменить, и в сущности, это обстоятельство не повлияет на сюжет. Вторичные персонажи могут быть заменены на других мутантов или представителей рас миров фэнтези. Завязка основной линии теряется в сонме мелких, так если бы мы провели день с курьером, поначалу кажется интересным новый опыт, но потом это однообразие и рутина.

В книге есть элементы постмодернизма, однако сам по себе этот факт не делает историю более занимательной. Иногда даже наоборот, создаваемый автором эффект рваного повествования, не позволяет понять, тем более проникнуться к персонажам, что в свою очередь нивелирует привязку и делает весь текст не интересным, мимо читателя. Во многом жанр фэнтези – это сюжетные произведения, и скорее постмодернистская игра с целью поиска смысла, которого нет – не для него.

Смог осилить ровно половину книги, но мотивации, интереса читать далее так и не зародилось. Тут вполне подойдет сравнение с «хождением по мукам», но переживать не стоит, ибо автор всем подыграет и угодит (или нет).

Больше интересного на моем Telegram-канале

Комментарии


"Завязка основной линии теряется в сонме мелких, так если бы мы провели день с курьером, поначалу кажется интересным новый опыт, но потом это однообразие и рутина." Образное и удачное сравнение.


Всё так, спасибо за рецензию.