Больше рецензий

28 января 2013 г. 23:53

143

3

ПОЛДЕНЬ 1/13

Вслед за закрытием «Если», поползли слухи, о том, что в связи с уходом из жизни Бориса Стругацкого, такая же участь, возможно, постигнет и «Полдень». Как бы там ни было, первый номер за 2013 год у меня в руках.
Начинается он не как обычно повестью, а целым романом Анастасии Монастырской с замысловатым названием «Девять хвостов небесного лиса (Ку-Ли), рецензию на который традиционно оставляем на следующий номер (с надеждой, что он тоже выйдет).

МИХАИЛ ТЫРИН – Производственный рассказ
Тырин не стал заморачиваться не только с названием своего рассказа, но и с его сюжетом, посвятив последний нелегким будням советских строителей, с полным комплектом реалий Советского Союза 70-80-х годов прошлого века. Правда для оживляжа стройку он развернул на Марсе, а в добавок сотрудничество с американцами завязал.
Ну, сотрудничество сотрудничеством, а нос идеологическим противникам утереть надо. И вот поступает указание (сами знаете от кого), сдать досрочно один из объектов на космодроме раньше срока, хотя по объективным причинам сделать это практически невозможно. Что ж, партия сказала надо, комсомол ответил есть. Там где недостаточно объективных факторов, коммунисты используют субъективные. Изыскали резервы, объект сдали. Все. Рассказ заканчивается диалогом двух американцев, которые никак не могут взять в толк - как это получилось у русских? Такая вот альтернативная история, блин. Остается один только вопрос – для чего и для кого вообще это было написано? В голову приходят только два варианта – за деньги или «просто по приколу». Варианты один другого стоят, но все остальные уже за гранью. 0/5

МАРИЯ ПОЗДНЯКОВА – Много знающий
Довольно невнятный рассказ про борца за справедливость, своими разоблачениями доставшего не только наших высокопоставленных нарушителей законности, но и оказавшихся на Земле пришельцев. 2/5

ВАЛЕРИЙ ГВОЗДЕЙ – Охота на аллигатора
Секретная организация, руками бывшего специалиста НАСА, используя последнего как наживку, пытается заполучить пропавший из хранилища обломок метеорита. Оказывается это не просто кусок небесного камня, а ключ к межпространственному порталу. Собственно этим рассказ и заканчивается. Достойный соперник двум предыдущим творениям. 1/5

АННА АГНИЧ – Гамбит с вулканом
Тривиальный рассказ о доставшем уже меня мультиверсе, так и остался бы в ряду совершенно пустых предыдущих вещей этого номера, если бы не его окончание. Герой рассказа, слегка меняя реальность в своем мире, тем самым спасает от катастрофы мир параллельный, не подозревая о том, что в числе этих «слегка» окажется его семья.
Помимо психологически точного переданного и вызывающего сильный эмоциональный отклик состояния героя, переживающего, по сути, крах всей своей жизни, рассказ перебрасывает мостик к другой столь полюбившейся писателями теме о проблеме этического выбора. Как должен поступить герой, оказавшись в требующей немедленного разрешения, патовой морально-психологической ситуации.
Казалось бы очевидный в контексте рассказа ответ, при попытке примерить его лично к себе, становится совсем не очевидным. 5/5

АЛЕКСАНДР СИВИНСКИХ – Rasputin
Верность ли это взятому вначале курсу, дань ли традиции, или привязанность к определенному авторскому коллективу, не так уж важно, но факт остается фактом – чистая фантастика в журнале по прежнему редкость. Однако какай-то дрейф в жанровом портфеле, постоянно происходит. Условно его можно было бы выразить следующим образом: фантазия – фантастика – фантасмагория (термины ad hoс).
Рассказ Сивинских, как раз и принадлежит к последней категории. В данном случае это откровенный бред об оживлении органами КГБ замаринованного (засахаренного?) до поры до времени в бочке с медом Григория Распутина и подготовке с его помощью покушения на Гитлера! Некоторые, правда, такой бред называют постмодернизмом, это бы ладно, да вот только Rasputin до неприличия напоминая стиль уважаемого мной, а где-то и любимого, не смотря ни на что, Владимира Сорокина. Плагиатом, конечно, не назовешь, хоть бы он и являлся таковым, ведь представители этого жанра современной литературы, считают плагиат (употребляя, правда, несколько другое и более заковыристое слово) одним из составляющих своего творческого метода. Ну а вообще отличный рассказ на любителя, написанный на довольно хорошем уровне, только вот напечатать бы его в каком другом месте. Сорокину, кстати, в отличие от автора Rasputina, как то не приходит в голову публиковать свои произведения в жанровых изданиях. В итоге как ни странно – 4/5

ЮРИЙ ПОГУЛЯЙ – У тела снежного кита
Богатая фантазия автора вместила в небольшой по объему рассказ, довольно много интересных идей, которые могли бы превратить его в полновесный роман. Написан он в жанре постапокалипсиса, наступившего по неясным причинам, которые авторы подобного рода произведений видимо для большей загадочности, часто не считают нужным озвучивать. На Земле вечная зима, остатки людей скрываются в немногочисленных городах, а снежные просторы между ними бороздят в поисках добычи корабли-ледоходы. Все бы здорово, но природной и техноэкзотики автору показалось мало и он решил добавить еще и мистики. В результате в рассказе появились шаманы, темные боги и снежные киты, а сам он превратился в столь нелюбимый мной гибрид фэнтези и НФ. Конечно, при большом желании можно списать их появление на произошедшие в результате катаклизма мутации, но это надо сильно постараться. Жаль, но все же – 4/5

ВИТАЛИЙ ВАВИКИН – Звонкие ручьи грядущего
Еще один постапокалипсис, но какой-то мелкий и не очень «апокалипсический», так и просится слово бытовой. Внешние признаки катаклизма в рассказе практически не упоминаются, впрочем, для сюжета они и не важны (но, к слову, здесь как раз названы четко – война). Упор в повествовании сделан на внутренний мир человека, пережившего крушение всего своего жизненного уклада и потерявшего почти всех близких ему людей. Понятна и идейная составляющая рассказа – озлобленность, взаимное недоверие, отсутствие взаимопонимания - единственная причина гибели, может быть, последних выживших на земле людей. Вроде, все правильно, жизненно, как говорят, и чернухой не назовешь, несмотря на то, что события развиваются по сценарию известной песенки уно-уно-уно-ун моменто, в ее кратком переводе с итальянского. Но чего-то важного рассказу не хватает, устал я от него, если честно.
В общем, перефразируя Мюллера – ну а в подоплеке то что, Штирлиц? А в подоплеке банальность, оберштурмбанфюрер! 2/5

ПУБЛИЦИСТИКА

ГЕННАДИЙ ПРАШКЕВИЧ – Мстители и строители
Отрывок из новой книги Геннадия Мартовича о жизни и творчестве Жюля Верна, выходящей в серии ЖЗЛ. Учитывая, что у меня так и не дошли руки биографии этого автора, прочитанное позволило увидеть одного из родоначальников НФ и его произведения в несеколько ином и надо сказать, довольно неожиданном свете.