Больше рецензий

28 января 2013 г. 01:45

55

5

...но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута её - не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в неё!

   Этот роман стал для меня шагом навстречу гению Толстого, потому что читанные ранее "Детство.Отрочество.Юность", "Война и мир", "Севастопольские рассказы", "Смерть Ивана Ильича" - в общем, полный курс школьной библиотеки, который я старалась не игнорировать - не подружили меня с этим автором, и не потому что длинно, скучною, трудно (вовсе и не скучно). Скорее, это было неприятие личности автора, которая слишком тяжеловесно нависала на меня с каждой страницы. Но, боже мой, он же гений! Или, может, провидец, блестящий психолог, писатель от Бога! Ни один уголок человеческой души не скрылся от его понимания. И абсолютно неважно, о ком он пишет: будь то влюблённая женщина, молоденькая девочка на рассвете первой любви, скряга, чиновник, кутила и мот, богатый или бедный, даже умирающий - все они под его пером просто люди со своими бедами и радостями, страхами, надеждами, страстями, мыслями, такие настоящие и близкие. Невозможно не узнать себя в каждом из них в разные минуты их сомнений, тревог, заблуждений, которые так похожи на моменты твоей собственной жизни, читатель.
   И как же он близок к пониманию женской натуры. Это удивительно! Мне кажется, мы сами иногда не умеем с такой лёгкостью объяснять мотивы своих желаний, поступков и эмоциональных проявлений. Толстой, как увлечённый патологоанатом, препарирует самые глубины человеческого сознания с тем, чтобы потом открыть нам секреты нашей собственной природы.
   Мне запала в душу сцена в саду Вреде. Я была потрясена тем, как мужчина может знать и понимать женщину в любви:

Получив письмо мужа, она знала уже в глубине души, что всё останется по-старому. что она не в силах будет пренебречь своим положением, бросить сына и соединиться с любовником. Утро. проведённое у княгини Тверской, ещё более утвердило её в этом. Но свидание это всё-таки было для неё чрезвычайно важно. Она надеялась, что это свидание изменит это положение и спасёт её. Если он при этом известии решительно, страстно, без минуты колебания скажет ей: "Брось всё и беги со мной!" - она бросит сына и уйдёт с ним. Но известие это не произвело в нём того, чего она ожидала: он только чем-то как будто оскорбился.

Она положила обе руки на его плечи и долго смотрела на него глубоким, восторженным и вместе испытующим взглядом. Она изучала его лицо за то время, которое она не видала его. Она, как и при всяком свидании, сводила в одно своё воображаемое представление о нём (несравненно лучшее, невозможное в действительности) с ним, каким он был.


   Как это похоже на нас: обвинять любимых в том, что они не так хороши, как мы хотим их видеть, что они не из сказки, не идеальные, а всего лишь люди. От этого и страдаем. Но самое интересное, что правда эта не обижает, а помогает. учит смотреть на себя со стороны, оценивать свои поступки трезво и умело строить отношения с любимыми и близкими, с новыми знакомыми. Вот это настоящая литература! Которая учит жить и понимать жизнь, ценить все её стороны и извлекать правильные уроки из личного опыта.
   А эпизод с умирающим Николаем Левиным. Да у меня мороз по коже пробежал от одного описания этого живого мертвеца. Но Толстой идёт дальше, он забирается в самую голову и ведёт читателя по лабиринтам путаного сознания человека в предсмертной горячке. заставляя недолго. но прожить в исхудалом, как будто безжизненном, теле. И от этого леденеют руки. А ведь даже тут Толстой показывает нам неумолкаемую жажду жизни. Ну как можно быть таким проницательным! Мне бы хоть чуточку вашего дара, Лев Николаевичsuper_smilies012.gif

   Ну и немного о героях, которые стали почти близкими знакомыми за время прочтения.

   Анна Каренина - роскошная женщина. Женщина - цыганка. Женщина - ночь. Женщина - страсть. Женщина - истерика. Когда она появляется на балу в своём чёрном платье, в неё невозможно не влюбиться.
   Но всё же, она просто женщина, путающаяся в своих желаниях, ищущая опоры и обожания в любимом мужчине, категоричная, ужасно избалованная, эгоистичная. а подчас просто дурная (хочется тряхнуть пару раз, чтобы пришла в себя). Мне показалось, что такая женщина не создана для семьи совсем (ей никогда не будет достаточно уютного семейного спокойствия). В ней кипит столько энергии, чувства, жажды жизни, но нет ни малейшего представления о том, что со всем этим делать, и нет желания задать своему потоку русло из пользы и дела. Конечно, безумно жаль эту истерзанную душу, но всё же эта героиня осталась мне глубоко не симпатична. То, как она решает свои жизненные неурядицы, которые сотворила сама, вызывало у меня улыбку сарказма: "Вы мне, неуважаемый муж, омерзительны, а более всего тем, что я сама себе рядом с вами кажусь ужасною, поэтому поеду-ка я с моим фаворитом по Италиям покатаюсь, нервишки полечу, буду исцеляться живописью, а вы пока тут, в Петербурге, побудьте. Сына моего не хотите мне отдать - грустно, конечно, но господин Вронский знает верное средство от моей хандры. Но на ДР ждите с подарками. Что? Развод? Ах...не надо...ах, оставьте... И да! Там я шляпку с лентами заказывала, должны привезти...Вы уж как-нибудь решите этот вопрос...". И после всего этого она кидает Вронскому в лицо своё надрывное:

Я ненавижу твоё спокойствие. Ты не должен был доводить меня до этого. Если бы ты любил меня...Да, если бы ты любил меня, как я, если бы ты мучался, как я...


   Человек, который ищет бури во всём, только бурю и найдёт, а если её нет, то сам сотворит, разрушив не только свой корабль, но и многие из тех, что были рядом. А на чужом несчастье своего не построишь. И тут уж каждый сам решает, чего ждёт от жизни: одного, но зато самого яркого полёта над пропастью, преисполненного такого отчаяния и отваги, что сами боги завидуют, или земной мудрости, житейского опыта, добра не только для себя, но и для близких, понимания собственного предназначения.

   В этом смысле меня обаял Левин. Его наивность и горячность умиляют. Однако это признаки молодости. Я увидела в нём человека дела, а не слова, с чистым сердцем и неленивой душой. Он подкупает своим стремлением во всём дойти до самой сути, отыскать правду. Нежная любовь к жене и детям, радость труда, уважение к работе другого, мудрость, стремление всегда созидать - самая насыщенная жизнь, о которой можно мечтать и желать для себя.

   Конечно, не один Левин взрослеет по ходу романа. Тот же Вронский меняется от страницы к странице. Если в начале книги мы видим юнца, позера, денди, самовлюбленного богатого мальчика, у которого лошадь и женщина примерно в одной сфере интересов (он и Анну-то выбирает, мне кажется, по принципу азартного наездника, как чистокровную породистую кобылу, чтобы самому покрасоваться), карточный долг в его понимании требует немедленной выплаты в отличие от долга за работу, труд другого человека - это же мелочь, бренные вопросы жизни и низкая бытовуха <саркастическая ухмылка>. Но любовь, которая, конечно, охватила его, изменила героя каждодневных пирушек, заставила немало пострадать... Он взрослеет. Позёрство однако остаётся с ним, поверхностность, себялюбие и аристократическая уверенность в том, что его личный комфорт - мерило степени проявлений для каждого вокруг. Заурядный дилетант, не умеющий ничего, кроме как тратить деньги так, что дух захватывает. Он всю жизнь собирает пенки и никогда не смотрит глубже. Одно его рассуждение о строящейся больнице чего стоит:

- А не будет у вас родильного отделения? - спросила Долли. - Это так нужно в деревне. Я часто...
   Несмотря на свою учтивость, Вронский перебил её.
- Это не родильный дом, но больница, и назначается для всех болезней, кроме заразительных, - сказал он. - А вот это взгляните... - и он подкатил к Дарье Александровне вновь выписанное кресло для выздоравливающих. - Вы посмотрите. - Он сел в кресло и стал двигать его. - Он не может ходить, слаб ещё или болезнь ног, но ему нужен воздух, и он ездит, катается...


   Зато парижские интерьеры там, безусловно, нужны. В общем, не впечатлили, господин Вронский, увы и ах... Даже муж Карениной вызвал у меня куда больше уважения.

   На протяжении всего романа я искренне сочувствовала Каренину, а ещё более его сыну - Серёже. Я не увидела в Каренине ничего от тирана, жестокого человека, властолюбца. Более того, его надёжность, деятельность, серьёзность, сдержанность, терпение - необходимые качества настоящего зрелого мужчины. Это ужасно одинокий человек. У каждого из нас с рождения должна быть опора: сначала в лице родителей, сестер, братьев, потом - друзей, потом - супруга, супруги, наконец - собственных детей. Когда нет этой базы, человек лишен всякого корня миропонимания, ценностного стержня, он не умеет проявлять свои чувства, он с трудом адаптируется к новому обществу.
   Каренин - сирота, не получивший главный урок детства - родительской любви. Но он вовсе не бездушная машина, это человек, который пытается понять, как это - жить правильно, пусть и углубляясь иногда в псевдорелигиозные дебри... Для мужчины спасение в женщине. Возможно, если бы Каренин нашёл в своей жене хоть долю сочувствия его идеям, интереса к его работе - делу всей его жизни, заботы, понимания, теплоты, он бы и оттаял... Но они с Анной сошлись, как лёд и пламень. Этот брак - роковая ошибка для обоих. Но самое печальное, что в таких историях всегда страдают дети. Мне кажется, из ребёнка, которого бросила мать, умершая такой страшной смертью, не вырастет гармоничный, счастливый человек. Вероятно, он будет всю жизнь искать ответ на вопрос, почему он оказался не достоин любви своей матери.

   Ну и мой любимый десерт. Человек - сахар, человек - шампанское, душа компании, оптимист и ветреник. Конечно, Облонский. Сцены с его участием заставляли улыбаться. Характерный для любого общества персонаж - угодный всем и каждому (кроме собственной жены по известным причинам), весельчак, эпикуреец, бабник. Позволяет себе порой не лицемерить и прав уже потому, что никто не может запретить человеку получать удовольствие от жизни.

Так так-то, мой друг. Надо одно из двух: или признавать, что настоящее устройство общества справедливо, и тогда отстаивать свои права; или признаваться, что пользуешься несправедливыми преимуществами, как я и делаю, и пользоваться ими с удовольствием.


   Но при всём своём легкомыслии Облонский умён и прекрасно знает цену улыбки, приятного слова, визита в обществе. И всё же есть в нём что-то от сестры - та же неутолимая жажда и какое-то истеричное буйство поступков, хаос...

P.S. Столько мыслей, что и половины не высказала. Но это и понятно. Это книга, которую надо читать каждому в жизни и не раз. Думаю, я ещё вернусь к ней. Скорее всего, моя сегодняшняя интерпретация характеров романа - это всего лишь отражение моего этапа постижения жизни и, наверное, что-то изменится со временем. Но восхищение книгой останется навсегда!!!

Комментарии


Ух! Когда увидела - челюсть отвалилась!;)))


Тебе ещё предстоит потерять разум от толстовского плетения словес)


Ну, в принципе, если судить по габаритам самой книжки, то рецензия очень даже соответствует ей.:)