Больше рецензий

5 сентября 2021 г. 09:44

174

3

Богословский – блестящий журналист и интересный прозаик.

На глаза молодой писатель попался мне впервые в «Журнальном Зале»: в 2013 году «Новый берег» опубликовал его рассказ «Между окном и барной стойкой». Если бы у нас была достойная критика, отслеживающая журнальные публикации, а не один Кирилл Анкудинов и заработавшие по его примеру моторы в самих «толстяках», то этот дебют определённо заметили бы.

Рассказ из тех, что помещают первым в собрание сочинений сложившиеся литераторы: простой, но поэтичный; злой, но полный молодецкого драйва. Он, конечно же, вошёл и в «Театр морд».

Помимо него в книгу помещена повесть «Мешанина» и ряд небольших рассказов. Хорошая подборка для дебютной книги? Как будто.

Но книга не выглядит ровной. Блестящие рассказы («Между окном и барной стойкой» и «Валечка») соседствуют с игрой в большого и сложившегося литератора: например, в Рубанова («Борис Николаевич»), в Сорокина («Третий глаз Катюхи»), в Пелевина («Зимняя история»).

Повесть «Мешанина», отмеченная Сергеем Шаргуновым и Владимиром Козловым, – точно такая же игра, но без претензий на первичность. Сатира? Так определил повесть Владимир Козлов. Не сказал бы. Какая может быть сатира на Пелевина и Сорокина? С каждой новой книгой они сами на себя и пародия, и сатира.

«Мешанина» – это филологическая игра для литературных межвузовских олимпиад: отгадайте, кто зашифрован? Не более.

В итоге «Театр морд» только вызывает вопросы. Что толкнуло писателя к публикации такой книги? Можно же было дождаться, когда из-под пера выйдет ещё несколько весомых текстов. А так получилось одно скользкое ощущение.

Когда Бабель пришёл к Горькому, Алексей Максимович взял у молодого писателя папку с рукописями и долго отбирал что-то годное для публикации, а после сказал: «Идите-ка, Исаак Эммануилович, в жизнь!»

Вот и Богословскому стоит придерживать свои писательские порывы и в своё удовольствие пожить. Тогда, может быть, и появятся свои «Липецкие рассказы» или большой роман, построенный на дневниковых записях.

Талант, горячий и живой, в наличии, но тратится на халтуру.

«Литературная Россия»