Больше рецензий

5 сентября 2021 г. 09:39

115

4

Тихон Чурилин – явление неочевидное и неоднозначное. НЛО – неопознанный литературный объект. Хотя можно расшифровать аббревиатуру и традиционно. Его стихи – это полёт, не ограничиваемый ни фантазией, ни силой притяжения, ни читательским вниманием. Чтобы понимать написанное Чурилиным, необходимо, как русский сказочный дурачок вывариться в трёх бурлящих чанах, – в русской культуре, в футуризме и в авангарде в целом. Чтобы полюбить всё это безобразие (здесь скорее по Шершеневичу), нужно быть, наверное, поэтом. Хорошо бы быть поэтом на грани безумства. Или, на худой конец, филологом. А совсем хорошо – и поэтом, и филологом. Собственно, как Арсен Мирзаев и Денис Безносов, составители этого двухтомника.

Не смотря на затруднённое восприятие, есть в стихах Чурилина притягательность. Мистическая и всечеловеческая – объять необъятное, объяснить необъяснимое, очароваться Чурилиным. Да и есть в этом поэте что-то древнее – исконно славянское и языческое.

ВТОРАЯ ВЕСНА

Прощай, Ра!

– Солнцу.

Прощай, Ра!

– Рахили.

Потемнело крошка-оконце

– Щель в могиле.

Стемнело…

А солнце… о, солнце!.. а жизнь оживела

– В весеннем пуху.

Весна наверху.

Весна…

Я чую: немеет, немеет десная.

Прощайте, Надежда –

Надежде,

(как прежде)

Урод умирающий, нежный невежда,

У которого сгнила вся одежда.

Читаешь Чурилина – как рукой проводишь по истукану, ни на что не похожему идолищу, по чурбану деревянному, щупаешь его выступы, по каждой завитушке хочется провести, каждый линию пальцем вывести.

Не боясь обжечься о языческий огонь.

Страшно, непонятно, но притягательно.

«Литературная Россия»