Больше рецензий
5 сентября 2021 г. 09:39
115
4
РецензияТихон Чурилин – явление неочевидное и неоднозначное. НЛО – неопознанный литературный объект. Хотя можно расшифровать аббревиатуру и традиционно. Его стихи – это полёт, не ограничиваемый ни фантазией, ни силой притяжения, ни читательским вниманием. Чтобы понимать написанное Чурилиным, необходимо, как русский сказочный дурачок вывариться в трёх бурлящих чанах, – в русской культуре, в футуризме и в авангарде в целом. Чтобы полюбить всё это безобразие (здесь скорее по Шершеневичу), нужно быть, наверное, поэтом. Хорошо бы быть поэтом на грани безумства. Или, на худой конец, филологом. А совсем хорошо – и поэтом, и филологом. Собственно, как Арсен Мирзаев и Денис Безносов, составители этого двухтомника.
Не смотря на затруднённое восприятие, есть в стихах Чурилина притягательность. Мистическая и всечеловеческая – объять необъятное, объяснить необъяснимое, очароваться Чурилиным. Да и есть в этом поэте что-то древнее – исконно славянское и языческое.
ВТОРАЯ ВЕСНА
Прощай, Ра!
– Солнцу.
Прощай, Ра!
– Рахили.
Потемнело крошка-оконце
– Щель в могиле.
Стемнело…
А солнце… о, солнце!.. а жизнь оживела
– В весеннем пуху.
Весна наверху.
Весна…
Я чую: немеет, немеет десная.
Прощайте, Надежда –
Надежде,
(как прежде)
Урод умирающий, нежный невежда,
У которого сгнила вся одежда.
Читаешь Чурилина – как рукой проводишь по истукану, ни на что не похожему идолищу, по чурбану деревянному, щупаешь его выступы, по каждой завитушке хочется провести, каждый линию пальцем вывести.
Не боясь обжечься о языческий огонь.
Страшно, непонятно, но притягательно.