Больше рецензий

4 сентября 2021 г. 21:50

561

5

Оскар Уайльд говорил о чтении как о забвении. Если вы ищите забвения от повседневности, вы получите его в книге Ричарда Эллмана. Книгу нельзя прочитать залпом, этой книгой можно наслаждаться  сколько угодно долго. Подробная биография писателя подарит восторг, печаль, радость и ужас - все то, что испытал в своей жизни Уайльд, все  предстоит пережить читателю. Текст соткан из сотен строчек дневниковых записей, писем, строф, рецензий. Из брошенных вскольз впечатлений  от доброжелателей и завистников. Зачастую дневниковые записи противоречат публичным словам современников.   Все настоящее  проявится в  самые  трудные времена.  Атмосфера викторианской Англии середины 19-го века, литературного и культурного пространства воссозданы безупречно.

Сегодня я не вижу ни одного художественного произведения, что по своему драматизму соперничало бы с  книгой Эллмана, а образ Оскара Уайльда  по сложности и  силе изображения  ничуть не уступает ни одному литературному герою. Кроме того,  великое множество людей, что окружали Уайльда выступают в книге вполне полноправными персонажами. Их портреты и образы чудесным образом предстают в  записях, оставленных воспоминаниях, репликах, поступках. Ярких персонажей так много, что почти о каждом хочется прочитать отдельную историю.

Автор нисколько не приукрасил ни самого Оскара ни его жизнь. Эллман предоставил слово и врагам и друзьям Уайльда - читателю предоставлено право  самому составить мнение и  о внешности и  о личности Оскара. Одно остается бесспорно - это был добрый и бесконечно щедрый человек. Его доброта говорила  о слабости перед искушением, его щедрость могла рассказать о безудержной расточительности.

Вся моя книга лохматится от стикеров, а страницы пестрят подчеркиванием, но дочитав до финальной строчки, нет желания делиться фразами или особенными эмоциями - на душе тихо и светло. Только одной фразой, в самом конце автор чуть упрекнул друзей Уайльда, которые прошли весь путь от успеха до полного крушения Мастера. Но меня напротив удивил тот факт, что  кто-то оставался рядом с умирающим Оскаром. Он пренебрегал многими советами близких людей, он поступал так, как считал нужным, он капризничал, он часто обвинял друзей в своих собственных мелких прегрешениях. В конце концов, он делал выбор сам, ошибался, возвращался, и друзья вновь и вновь мчались на помощь. На ранних этапах жизни и творчества  Уайльда его искрометное красноречие, совершенное остроумие,  интеллект, обояние естественным образом  привлекало и удерживало рядом, но последние годы жизни  этот человек кажется невыносимым в своей трагедии и в своем упадке. Каждый, кто протягивал ему руку помощи, в моих глазах становился героем. Эти люди напрочь стирают негативное впечатление  от тех, кто переходил на другую сторону тротуара, завидев Оскара. Кто надвигал шляпу на лицо, желая остаться неузнанным. Кто велеричиво писал письмо о трех страницах, чтобы отказать в ничтожном  заеме.

И самое главное,  Альфред Дуглас - абсолютный  мерзавец остался в памяти  мелким больным  уродцем. Оскар Уайльд, нет, не вызывает жалость. Его любовь и привязанность к Дугласу бескорыстная и искренняя, и совершенно осознанная.  Действительно, самое замечательное в Уайльде то, что он всегда был верен себе. Если  возможно пошутить, то Оскара погубила любовь к античной литературе. Его самая первая любовь - Греция, что увлекла в  юные годы и заставила  сыграть  греческую трагедию на собственной сцене жизни. Не думаю, что это была маска. Оскар Уайльд серьезно верил, что идеалы древней Греции приживутся на почве викторианской Англии.

Книгу советую прочитать каждому, кто любит читать. Это не просто биография - это отличная психологическая драма, детектив и романтика. Романтику и авантюризм вносит сам Оскар своими  стихами, влюбленностью в красоту и  предпринятым путешествием в Америку.

Книга несомненно понравится тем, кто читал и полюбил "Портрет Дориана Грея". Небольшое литературное исследование,  слова самого Уайльда раскрывают роман полностью. Эллман написал много и чутко о всех произведениях  Уайльда. Я прерывалась часто, чтобы перечитать стихи и сказки,   пересмотреть  экранизированные пьесы, и с удовольствием открывала их по-настоящему.

Книга получилась не только интересная, но и красивая. Удивительным образом она похожа на букет. Лилии, гвоздики, розы - цветами пестрит  жизнь Оскара.  Во всех смыслах Эллман да и само издание оправдывает фразу - книга лучший подарок.