Больше рецензий

4 сентября 2021 г. 13:01

6K

5 Несколько ударов сердца

После смерти папы, в доме осталась его маленькая уютная библиотека, и я в детстве становился на стул и словно бы приподнимался над землёй, в гости к папе и его книгам.
В 9 лет я ещё не увлекался книгами, но бессознательно к ним тянулся, как цветок в тёмной комнате тянется к лужице света, пролившейся на пол из ранки в шторах.
Я любил просто касаться пальцами ярких и милых корешков, похожих на клавиши райского рояля.
Иногда на моём лице появлялись слёзы, когда я касался тех или иных «клавиш», иногда улыбался, сам не зная почему: дотронулся до Есенина, и улыбнулся.
Особенно меня привлекали несколько клавиш, словно бы издававших особые минорные звуки в памяти: тёмный том Андре Моруа с биографией Бальзака (чудесный алый вензель вокруг названия, словно след от осеннего листка между страницами).
Похожий на берёзку под спокойным сизым небом — томик Есенина, и чёрный томик Гёте: Вертер и Фауст.

В каждой из этих книг была тайна.
Я тогда ещё не знал, что Бальзак любил в своих романах использовать приём, пряча в книгах гг. что-то важное (гербарии чувств и сердца!), словно намекая, что они, милые, лишь герои книг.
В книге Есенина была маленькая фотография папы.
В томике Гёте — голубое пёрышко моего попугая Барсика (однажды, на кухне, окно на балконе было открыто, и попугайчик вылетел в вечер и снег, но.. до сиз пор с замиранием сердца помню, как папа опасно протянулся в окно, весь накренился и поймал синюю птицу).
В чёрной книге Моруа, был алый кленовый лист: я подобрал его на прогулке в парке, где гулял с папой.

Другие книги я почему-то не решался, боялся раскрывать: там могло быть всё что угодно — горе и счастье.
Я стал играть этими книгами, строить из них на полу чудесный домик.
Тогда я тоже не знал, что Бальзак всю жизнь мечтал всю жизнь о домике на берегу реки, где он будет жить со своей милой славянкой — Евой.
В моём домике, Бальзак жил с Мариной Цветаевой.
Домик был в стиле Барокко: его поддерживал большой зелёный том Достоевского, Пушкин и чуточку вспотевшая Шарлотта Бронте.
Удивительный был домик… уже потом, я стал листать этого Андрея Моруа, написавшего жизнь Бальзака-Прометея.
Засыпая, мой ум видел странное: огромный, грузный французский писатель прикован к вечерней скале.
Точнее, на обрыве скалы над морем, прибит столик, на нём стоит чашечка кофе.
Перо коршуна воткнуто в серебряную чернильницу.
Сам Бальзак прикован чёрной цепью к столу: у него нет личной жизни, свободы, счастья, детей… жизни нет: настоящий писатель..
Вместо коршуна, что витал над Прометеем — муза: она терзает не печень, а — сердце.

Говорят, в пору творческого расцвета Бальзака, в Венеции он был столь популярен, что многие женщины и мужчины брали себе имена героинь и героев его книг: очаровательные и дерзкие графини, куртизанки и ангелоподобные поэты.. падшие, страстные любовники… по голубым, вечерним улочкам Венеции блуждали, как тени, чудные создания.
Венеция была похожа на далёкую и прекрасную планету, населённую таинственной жизнью.
Все эти трепетные тени словно жили той жизнью, которая не могла воплотиться на земле.
Трагедия жизни, в которой чувств и сердцебиений, больше, чем тел и форм, в которых они могли бы выразить себя.
Право слово, иной раз кажется, что многие герои Достоевского, Толстого, Бальзака.. более живые, чем иные, реальные люди.
Чтение таких книг, впускание в себя чувств гг, сродни таинственному спиритизму искусства, планеты искусства, меланхолично, фон-триеровски, приблизившейся к Земле.
Быть может, на этой планете единственно и возможны — бог, любовь, истина..
Кто знает, возможно даже ангелы и нашу жизнь читают как некое произведение искусства, безумно прекрасное и трагичное?
Умрёт человек на земле… простая девушка, о которой никто не знает и чувств которой никто не разделяет, а где-то на далёкой звезде, заплачет ангел.
Быть может, на этой звезде.. в звёздной Венеции ли, Питере, блуждают родные нам имена: в саду за столиком, сидит Достоевский с Иваном Карамазовым и о чём-то спорят с улыбкой, Марина Цветаева идёт возле моря с Рильке, а вот.. я, пригласил погулять под дождём свою милую подругу: взошли две очаровательные луны..
Многие люди той поры в Венеции, в масках не на лицах, а на сердцах, так увлекались этой игрой… что повторяли любовные приключения и трагедии героев Человеческой комедии Бальзака: искусство и жизнь, пророчески выровнялись, как два крыла.

Перебирал вечером свой книжный шкафчик.
Нужно оговориться: у меня на виду лишь две уютных полочки на стене, похожие на два нежно накренившихся крыла: с поэзией и с прозой.
С этими книгами и умереть не страшно и на луну бы я взял их.
Большая часть книг, не вошедших в эти полочки и оставшиеся без луны, хранятся у меня в странном месте: в моей постели: в ней.
Я буквально сплю со своими милыми книгами, сплю с Мариной Цветаевой, Сартром, Настасьей Филипповной..
Когда я говорю об этом жене, она чуточку хмурится и ревнует.
Иногда, вечером, я подхожу к своей постели и открываю её, словно бальзаковский Гобсек, тяжёлую крышку сундука, в котором вспыхивают, нежно освещая грудь и лицо, золотые монеты.
Гобсек жил в бедности, и лишь по ночам открывал свой сундук, с тихой улыбкой погружая в золото, руки.

В бедности я не живу, но почти с той же улыбкой поднимаю диван и смотрю на своё сокровище: книги.
В недавний вечер, я снова открыл постель, как сундук, и… сердце сладко замерло на миг.
Стал перебирать книги: чудесный пасьянс жизни: Сартр рядом с Камю в обнимку, Достоевский с Толстым (не в обнимку: видимо, была лёгкая ссора: плечо у Достоевского было покорябано, а у Толстого.. было что-то похожее на фингал: бежевая клякса).
Взял в руки тёмный томик Андре Моруа: жизнь Бальзака.
Улыбнулся: под этой книгой была Марина Цветаева.
Как в детстве, когда я строил домик из книг и Бальзак жил там с Мариной; спустя года, Бальзак снова живёт с Мариной: Марина очень любила Бальзака…

Любопытства ради, приподнял Марину, а там… письма Есенина. Мило.
Как и многие книжные лунатики, чьё сердце и рука блуждают по старым карнизам корешков книг, моя рука просто остановилась (окликнули лунатика!) на знакомой книге, полистать: мелькают страницы — окна освещённые мелькают: сердце падает, падает…
Я выпал из своей комнаты, 21 века, страны: я был во Франции 19 века вместе с Бальзаком, почему-то.. в карцере.
Я не понимаю, почему так происходит: словно сошедший с ума ангел-поэт, навязчиво выводит в судьбах земных писателей банально-классические, трагические силуэты: так Ван Гог рисовал свои подсолнухи, словно бы что то припоминая.. припомнил, и покончил с собой среди пшеничного поля и воронов.

Детство Бальзака: одинокий ребёнок, заброшенный в семье и нелюбимый матерью: она любит своего первенца, незаконнорожденного (забавно, что когда Бальзака уже не станет, его душа словно возьмёт перо у задремавшего ангела и добавит в жизнь семьи свои штрихи: уже взрослый, умирающий в нищете его сводный брат, так и не узнает, что его отец оставил ему огромное наследство… похожи на перевёрнутую страницу романа Бальзака).
Сверстники глумятся над юным Бальзаком, его необычностью..
Ребёнок уходит… в природу, книги и себя.
В себя уходит так блаженно-далеко, что словно бы доказывает всем своим ранимым существованием, странную мысль Джордано Бруно о том, что не душа находится в теле, а — тело, в душе: быть может поэтому мы порой и не верим.. в душу.

Франция 19 века. Ночь. В парке шумит листва каштанов…
Почему-то мимо лавочки прошла моя хмурая жена в бежевом коротком халатике.
Жена там, в России, не спит, волнуется, а я тут, с Бальзаком-юным, в карцере (идеальное алиби, к слову: а мог бы быть.. с Настасьей Филипповной).
Бальзак специально совершал провинности в школе, чтобы его туда заточили и он мог почти в прустовской, герметично-бархатной тишине (комната Пруста, из-за болезни была оббита изнутри пробковым деревом), насладиться чтением, а если точнее…
Только представьте: в тесных сумерках карцера, чем-то похожего на жизнь после смерти, на ладони мальчика, как светлячок, загорается огарок свечи, тайно пронесённой сюда: мальчик-прометей!
Огонёк творчества осветил уже не жизнь на земле — бесполезно!. — а душу, по ту сторону жизни!
Вот на коленях мальчика, как тёмная и раненая птица — книга (любил читать о мистике, женщинах, тайнах природы и звёзд! что, впрочем, по сути одно и тоже).

Словно ворон Эдгара По, книга вещает мальчику о неведомой, райской жизни, о женщинах, похожих на ангелов: их синий шелест платьев, аромат духов и жаркого тела… посреди размётанной, как широкие, смятые крылья, постели.
Франция 19 века гаснет за окошком карцера, словно перегоревшая лампочка.
Не ангел, а жена в своём коротком халатике стоит у меня за плечами, говоря, что хочет спать.
Взявшись за руки, как дети, мы с Бальзаком… и ангелом, сбегаем в ванную и замираем там, как в нежном карцере 21 века: Нарния взрослых..
Из-за двери слышится шум реки и женский смешок.
Жена ревнует.. не спит.

Листаю читанную ещё в юности книгу, листаю дни и года, сны и души…
Бальзак уже взрослый, пресытился любовными ласками, но мечта о домике «Мастера и Маргариты» возле тихой реки и ангеле, не отпускает его.
В 1832 г. происходит чудо: карцер детства, райски расширяется, словно карий зрачок ангела: ореховый столик, свечи горят, освещая лёгким матовым светом корешки дорогих книг и бархатные шторы, в пол, похожих на вечернее платье..
Бальзак открывает странное письмо от незнакомки, влюблённой в его душу и творчество: ах, он как никто смог понять загадочную и вечно-мятущуюся женскую душу!
Письмо в конце таинственно было подписано: чужестранка.
Бальзак ещё не знает, что это… обыкновенное письмо ангела, о котором он мечтал всю жизнь.

Мечтал о таком простом и почему-то невозможном на земле счастье: просто быть рядом с любимой, не мучиться творчеством, судьбами мира.. просто ощущать тепло любимого человека, рядом.
Я смутно помнил, что этот ангел, имел на Земле временное обличье очаровательной славянки, чей замок в Украине окружён бескрайнем морем хлебов.
Зовут её — Ева Ганская.
Как положено ангелу, вообще, душе на земле, она пленена почти гоголевским колдуном: старым и богатым мужем, живя в его готическом и мрачном замке… без любви, но с очаровательной дочкой: это её карцер.

картинка laonov

Моё сердце и рука, словно грустная птица, пролетают над страницами книги, как над рекой жизни.
На миг вспыхивают волшебные строчки любви:

Мой милый волчонок.. я без тебя не существую.. теперь я живу только мыслью о том, что уже на этой неделе увижу тебя, я уже пью твоё дыхание, обнимаю тебя, чувствую ткань твоего платья..

Сердце парит над страницами… Но почему так грустно на душе?
Что-то смутно припоминаю..
Рука медлит, листая страницы, прищуривается: время замедляется, что-то произошло.
Бальзак на коленях, на роскошном ковре у камина, сжигает письма своего ангела.. плачет.
Может это сон? Сон творчества вышел из под контроля: человеческая комедия ожила..
Словно едкая, хитрая тень сошла со страниц романа Бальзака, и пришла к нему в дом, и не.. не узнал её.
Тень устроилась гувернанткой и… похитила письма Евы, стала шантажировать влюблённых, грозя разрушить их жизнь.
Письма, словно заплаканный заложник, были освобождены за большую сумму…

Рука листает жизнь дальше: Бальзак снова на коленях в своём запертом изнутри карцере роскошной комнаты.
Он со слезами на глазах целует женские туфельки.. нежно их гладит и прижимает к щеке.
Бог знает, что порой думают ангелы, пролетая мимо наших окон, видя лишь краешек быта, но не бытия.
Что мог подумать ангел о Бальзаке, да и.. обо мне, частенько делающего вещи и похлеще этого?
Фетишист? Извращенец? Сумасшедший?
Нет. Просто...любящий, на этой безумной и грустной земле.
Просто Ева написала ему, что вышила эти туфельки в те горькие часы одиночества, когда Бальзак, в одну из редких их встреч (ах, если бы он знал как мало их будет!), оставил её одну в холодной гостинице в чужом городе, и бегал по делам, на свидания с суетой жизни и музой.

Знаком ли вам этот трагический, вечный образ, когда в слезах целуешь в одиночестве вещь любимого человека, словно на земле больше никого не осталось, лишь ты и.. милый запах любимой, словно призрак. И её милые строчки…
Я сегодня ночью так целовал одно письмо..
Вот она, любовь, любовь бессмертная!
Но почему же так грустно на сердце?!
Рука замерла на страницах в конце книги и медлит, медлит, словно перед закрытой дверью с изморозью тишины на ней.
Открываю дверь… и слёзы на глазах.
Может, это вообще, судьба любви на земле? Может.. любовь на земле — гостья, чужестранка?
Может.. это и есть, подлинная история Мастера и Маргариты, а Булгаков наврал нам?

Только представьте: после многих лет разлуки и тахикардии переписки, редких встреч в гостиницах Швейцарии, России, Франции (загнанные!), ангел освобождается от колдуна.
Ева уже не молода, со взрослой дочерью, стыдится своей изменившейся внешности.. но и Бальзак уже не молод и болен.
Но счастье так рядом! Тот самый домик у реки, с виноградом на стенах, уже построен и ждёт влюблённых (ах, ну кто писал эту страницу любви? Уставшим влюблённым, после долгого пути, никто не откроет в ночи: швейцар сойдёт с ума и забаррикадируется… словно что-то зная, словно.. это сама любовь, загнанная и доведённая до отчаяния!).
Любовь двоих, их счастье, обратились в ту самую проклятую шагреневую кожу из романа Бальзака: все желания уже исполнились: слава, долгожданный ангел, волшебный домик у реки… но жизнь то уже, кончена.
Моруа метко подметил: брачное ложе стало ложем смерти.

Бальзак уже превращается в тень, в одного из своих грустных персонажей.
Он уже с трудом ходит. Как мужчина, в половом смысле — уже неполноценен.
Муза отлетела от него, словно от мигающего и погасшего фонаря..
Может, всё ещё наладится?
Молодожёны едут в карете по степям Украины, во Францию, к домику у реки..
Идёт дождь. Карета ломается и накреняется… как жизнь влюблённых.
Полуслепой Бальзак выходит и садится на бугорочек колеи. Ждёт, переводит с трудом дыхание: боже, как гениально и трагично он сам описал бы всю эту трагедию!
Но жизнь его опередила..
Дождь скрывает слёзы Евы: она сейчас похожа на экзистенциальную декабристку, последовавшую за мужем.. в холодную ссылку сумерек жизни и смерти.

За что? За что всё это? Жизнь только началась и.. всё.
Вот Ева уже не отходит от его постели, не смыкая по ночам глаз, и лишь изредка выходит на улицу, к звёздам и доброму шуму кленовой листвы.
За что? Почему, боже?!
Как страшно возвращаться в комнаты, где рядом с любимым, словно любовница, лежит она — смерть, сладострастно улыбаясь и лаская его, вырывая у него последние стоны.
Глядя на звёзды в ночи, Ева на миг забывается. Улыбка показалась на её бледном лице. Показалась и пронеслась, словно алый листок на ветру…
Она вспоминает, как впервые встретилась с Бальзаком: это оказался забавный тучный человечек, с нежно-чёрными глазами, растрёпанной чёлкой, к тому же, без передних зубов.
Но какая душа, боже!
Словно тело и жизнь, пленили его нежную, женственную душу, как её саму, Еву, пленил «колдун».

А она сама? кокетливо сбросила себе возраст.. с той же грацией нежности, с какой женщина, в сумерках спальни, сбрасывает перед любимым, своё платье, блаженно медля, как бы ставя его на паузу, чуть ниже обнажённой груди.
Ева снова улыбается. Алый листок мелькает у её плеча..
Вспоминает, как ревновала Бальзака к женщинам, а он нежно оправдывался, предоставляя райское алиби: сотни исписанных страниц.
Однажды Бальзак послал пианиста, Ференца Листа, в Питер, передать записочку примирения, Евы, после их ссоры.
Святая простота! Послать красивого, пышущего молодостью, первого ловеласа Европы, к томящейся по любви, женщине бальзаковского возраста, тела и души!
Бальзак просто видел за неприглядной оболочкой своего тела, прекрасного ангела.. и в любимой видел ангела.
У него вообще была чудесная мысль, что вся жизнь, от первого цветения материи миллиарды лет назад, от маленькой былинки до человека и дальше.. планомерно развиваются до ангела, и помогают им в этом, творчество и любовь: два вечных крыла.
Музыкант должен был сыграть свою маленькую мелодию любви на сердце Евы.
В нём тоже, был заключён ангел…
Если тело, выключить как свет, то ревность почти бессмысленна.
Любовь имеет много притоков, а возможно и душ.

Листок коснулся плеча Евы в саду возле дома.
Она коснулась плеча щекой, мысленно прижавшись к своему Оноре: он ей как-то сказал, что они вдвоём — андрогин.
Бальзак вообще был странно одержим темой андрогинности, гомосексуальности и гермафродитизма, и не раз говорил Еве, сжимая её в страстных объятиях, что лишь поэт может доставить женщине подлинное наслаждение, потому что в нём есть.. что-то женственное.
Улыбка Евы у себя на плече… Закрывает глаза и тихо гладит плечо.
А было бы забавно, безумно таинственно и уникально, если бы Бальзак, так понявший природу женщин и мужчин, соединив их в сияющую природу андрогина в любви, был бы… гермафродитом.
Единственным из всех великих писателей!

Шумит листва и звёзды в окошке. Нужно возвращаться.
Ева касается звёздной листвы на окошке, и тихо улыбается, вспоминая, как Бальзак ей рассказывал о том, как однажды отправился в другую страну на карете с очаровательной поэтессой, переодетой.. в мужчину, не менее очаровательного.
Уже потом, после смерти Бальзака, поэтесса написала любопытный рассказ об этом, заметив, что душа Бальзака ей диктовала.
Рассказ действительной милый, особенно эпизод, когда они остановились возле реки и утомлённа поэтесса с усиками и во фраке, захотела освежиться, искупаться.
Интересно, — размышляет Ева, — Оноре догадался, что он.. путешествовал со своей душой, её милым, женственным бликом? Можно ли ревновать человека к душе? Иногда люди находят в других людях.. свою милую душу.
Ева возвращается в дом. Она ещё не знает, что спустя много лет, эту милую поэтессу, уже старую, неподалёку задавит омнибус, и её, без памяти, изувеченную, поместят в больничной палате — которая ещё не построена даже, — находящейся на расстоянии руки от кровати, на которой сейчас умирает Бальзак.

Что было потом с ангелом? С Евой?
А что с ними бывает чаще всего, особенно если любовь или тот, кого любишь, умирает? Падение…
Попытка самой дописать незавершённый роман Бальзака, поиск того, кто бы это сделал: пошленький и малоизвестный писатель.
Роман дописывается и.. выходит под именем Бальзака: для писателя — высший род измены и ад.
А потом был художник и долгая, ровная, как в уютном аду, жизнь с ним, похожая на какую-то мимолётную, пошленькую строчку Бальзака, какие иногда встречаются в его дивном творчестве: она позлотила бы даже грязь, своей небесной улыбкой..
..............

- Саш, открой дверь. Что-то случилось? Почему ты плачешь?
Пожалуйста, не молчи, открой… Ну открой же, я переживаю за тебя! (слёзы в голосе и словно бы даже в касаниях двери: касания стекают как дождь на осеннем окне..).

картинка laonov

Комментарии


осталась его маленькая уютная библиотека

Похожа на мою историю, только про библиотеку мамы. Я тоже периодически копаюсь в книгах, один раз даже нашла засушенный папоротник. Откуда он там взялся загадка)

Кто знает, возможно даже ангелы и нашу жизнь читают как некое произведение искусства, безумно прекрасное и трагичное?

Интересная мысль. Вот живешь, как тебе кажется, обычную и не интересную жизнь, а для ангела твоя жизнь как захватывающий роман. Пропитанный яркими красками любви или наоборот тоски по любимому и горькому одиночеству.

но почти с той же улыбкой поднимаю диван и смотрю на своё сокровище: книги.

Очень знакомо. Перебираешь книги, гладишь корешки, переставляешь с места на место, двигаешь то в одну сторону, то в другую. А потом откроешь томик Достоевского и все, очнёшься спустя пару часов сидя на полу в обнимку с книгой)

Сверстники глумятся над юным Бальзаком, его необычностью..

Всегда грустно о таком слышать и читать. Почему люди считают, что если человек отличается от тебя, то над ним можно глумится. Дети в этом плане особенно жестоки. Хорошо, если ребёнок найдёт в себе силы и сохранит мир внутри себя, не обращая на такие издевательства внимание. Но бывает и наоборот, крылья ломаются и ребёнок вырастая считает себя никчемным.

Бальзак уже взрослый, пресытился любовными ласками, но мечта о домике «Мастера и Маргариты» возле тихой реки и ангеле, не отпускает его.

О таком домике и я втайне мечтаю) Тишина и покой, а по ночам луна и звёзды. Райская жизнь.

Знаком ли вам этот трагический, вечный образ, когда в слезах целуешь в одиночестве вещь любимого человека, словно на земле больше никого не осталось, лишь ты и.. милый запах любимой

И ты боишься эту вещь потерять, потому что оборвётся какая-то не видимая связь и ты забудешь образ близкого тебе человека.

боже, как гениально и трагично он сам описал бы всю эту трагедию!

А вот здесь поняла, что соскучилась по прозе Бальзака. В ближайшее время обязательно вернусь к нему.

это оказался забавный тучный человечек, с нежно-чёрными глазами, растрёпанной чёлкой, к тому же, без передних зубов.

А вот у меня реальный Бальзак никак не похож на того, кого я рисую у себя в голове. Представляю его себе стройным с длинными по плечи светлыми волосами мужчиной и почему-то непременно острый нос. С чего вдруг он так у меня выглядит, не знаю. Может собирательный образ.

Что было потом с ангелом? С Евой?
А что с ними бывает чаще всего, особенно если любовь или тот, кого любишь, умирает? Падение…

И видимость жизни, в которой больше нет счастья…

Спасибо за такую трогательную и личную историю Александр!
Ясного вам вечера)


Похожа на мою историю, только про библиотеку мамы. Я тоже периодически копаюсь в книгах, один раз даже нашла засушенный папоротник. Откуда он там взялся загадка)

Как это всегда трогательно... и грустно.
Спасибо что поделились, Екатерина)

Интересная мысль. Вот живешь, как тебе кажется, обычную и не интересную жизнь, а для ангела твоя жизнь как захватывающий роман. Пропитанный яркими красками любви или наоборот тоски по любимому и горькому одиночеству.

А кстати.. задумывались, как об одном персонаже могли по разному написать разные авторы?
Чудесная душа могла у некоего автора оказаться совсем проходной и не вовсе нам не близкой.
Мы бы.. не знали её сокровенных мыслей и метаний сердца, видя что то внешнее, пену чувств, которую видят большинство... в реальной жизни.
А ведь у каждого они есть, эти глубокие чувства, просто на разном уровне.

Очень знакомо. Перебираешь книги, гладишь корешки, переставляешь с места на место, двигаешь то в одну сторону, то в другую. А потом откроешь томик Достоевского и все, очнёшься спустя пару часов сидя на полу в обнимку с книгой)

Екатерина! Это уже не смешно: сознавайтесь: вы установили у меня в комнате скрытую камеру?)

А вот здесь поняла, что соскучилась по прозе Бальзака. В ближайшее время обязательно вернусь к нему.

Здорово) Главное выбрать по сердцу.

А вот у меня реальный Бальзак никак не похож на того, кого я рисую у себя в голове. Представляю его себе стройным с длинными по плечи светлыми волосами мужчиной и почему-то непременно острый нос. С чего вдруг он так у меня выглядит, не знаю. Может собирательный образ.

Просто... он таким себя описал в нескольких романах)
Нежно перепутав, спутав, душу и тело)

Екатерина, спасибо вам за такую прекрасный, уютный и особенный, коммент)
Разрешите вас обнять?)
Чудесного дня вам)


А кстати.. задумывались, как об одном персонаже могли по разному написать разные авторы?
Чудесная душа могла у некоего автора оказаться совсем проходной и не вовсе нам не близкой.

Задумывалась. И в зависимости от автора твои чувства к героям тоже менялись. Под пером одного автора ты с героями прорастаешь в друг друге, а под другим недоумеваешь и смотришь на героев холодными и пустыми глазами, не имея ничего общего.

Екатерина! Это уже не смешно: сознавайтесь: вы установили у меня в комнате скрытую камеру?)

Разумеется установила) Но я только иногда подглядываю и стараюсь этим не злоупотреблять.

Просто... он таким себя описал в нескольких романах)
Нежно перепутав, спутав, душу и тело)

Вот я так и подумала, что из персонажей книг сложила в своей голове образ самого автора. Забавно)

Разрешите вас обнять?)
Чудесного дня вам)

Обнимаю Вас!
Уютного воскресного вечера)


Вот мечты у Саши, а ? Чтобы жена ревновала к литературным персонажам... А чтобы объятия с реальными девушками ее совсем не расстраивали!))) Хи-хи.


Саша, какая трогательная, чувственная рецензия.
А первая часть - ностальгическая...
Про находки в книгах так здорово написано)
Порой такую рецензию интереснее читать, чем саму книгу...


Спасибо большое за внимание, Анна)
Рецензия очень личная для меня вышла, по многим причинам.
Рад, что она так откликнулась в вас)


Да, прям не Лаонов, а Анненский!


из ранки в шторах

Образ красивый.

Сам Бальзак прикован чёрной цепью к столу: у него нет личной жизни, свободы, счастья, детей… жизни нет: настоящий писатель..

Ты серьёзно так думаешь? Что настоящий писатель - это именно так?

В себя уходит так блаженно-далеко, что словно бы доказывает всем своим ранимым существованием, странную мысль Джордано Бруно о том, что не душа находится в теле, а — тело, в душе: быть может поэтому мы порой и не верим.. в душу.

Интересно.
)

Может, это вообще, судьба любви на земле? Может.. любовь на земле — гостья, чужестранка?

Нет!
Или все мы гости тогда. И чужестранцы.

Можно ли ревновать человека к душе?

Можно. А ты как считаешь?

Благодарю за рецензию. :)


Ты серьёзно так думаешь? Что настоящий писатель - это именно так?

Нет) Ты знаешь, как я к самым разным штампам отношусь.
А вообще я тут чуточку обыграл тот самый "дивный" штамп, когда описал классическое детство "писателя" а-ля герой Диккенса: заброшенность в детстве и т.д.
Типа ангел где то так представляет себе писателей и выводит одну судьбу за другой..

Нет!
Или все мы гости тогда. И чужестранцы.

А все мы и есть, гости)
И любовь в том числе.
А про любовь-чужестранку я обыграл подпись самой Евы.

Можно. А ты как считаешь?

Да ко всему почти можно. И к телу и к душе, и к другой и своей. Всё что разлучает людей - то пища для ревности.

Большое спасибо за внимание, Надюш)


Тонкая и грустная рецензия


Спасибо вам за внимание)


Саша, рецензия, словно красочный эмоциональный сон, в котором невидимый проводник нежно берёт меня за руку и плавно ведёт по абстрактной галерее жизни писателя...

Особенно меня привлекали несколько клавиш, словно бы издававших особые минорные звуки в памяти: тёмный том Андре Моруа с биографией Бальзака (чудесный алый вензель вокруг названия, словно след от осеннего листка между страницами).

В этом предложении прекрасный аккорд вступления. Осенний, невесомый, кружевной.

В каждой из этих книг была тайна.

Как же я люблю такие книжные сокровища! Особенно, находить.) Изредка, в доме детства, открываю «Семью Поланецких», зная, что там - нотка юного прошлого мамы - бледный ландыш с кремовыми от волнения времени лепесточками, в «Белой гвардии» уснула моя алая роза, застывшая там со времён школьной влюбленности, а в Собрании стихов Есенина, подаренным лучшей подругой в студенчестве - милая открытка с нашими общими трогательными фразами, записанными её рукой на обратной стороне... Теперь эти вещи - дорогие реликвии памяти. И место их хранения тоже приобрело новое, ещё более весомое значение.)

Только представьте: в тесных сумерках карцера, чем-то похожего на жизнь после смерти, на ладони мальчика, как светлячок, загорается огарок свечи, тайно пронесённой сюда: мальчик-прометей!

Искорка души ребёнка, подсвеченная светлым лучом любви к искусству. Очаровательный образ!

Любовь двоих, их счастье, обратились в ту самую проклятую шагреневую кожу из романа Бальзака: все желания уже исполнились: слава, долгожданный ангел, волшебный домик у реки… но жизнь то уже, кончена.

Почему подобные вариации трагической тональности судьбы великих людей – столь частый случай в истории?.. Или такова расплата за титанический талант перед беспощадным лицом Вселенной?.. Грустно.

Как страшно возвращаться в комнаты, где рядом с любимым, словно любовница, лежит она — смерть, сладострастно улыбаясь и лаская его, вырывая у него последние стоны.

Самая жестокая соперница, ревновать к которой бессмысленно. И только приласкав её саму, слившись с ней в объятиях, можно отвоевать первенство в этом бессмысленном сражении. Жутко.

У него вообще была чудесная мысль, что вся жизнь, от первого цветения материи миллиарды лет назад, от маленькой былинки до человека и дальше.. планомерно развиваются до ангела, и помогают им в этом, творчество и любовь: два вечных крыла.

Два вечных крыла мироздания...) Прекрасная мысль.)

она позлотила бы даже грязь, своей небесной улыбкой..

... сон заканчивается, проводник нежным шёпотом: «Ань, возвращайся потихоньку в свою рутину, Бальзак остаётся жить свою эфирную жизнь где-то в ином измерении, а тебе пора…».) Эффект нежеланного пробуждения… Но каким же дышащим сердцем был этот сон! Сколько в нём переливов мелодий, тонко струящихся сквозь душу, наполняющих её новым звучанием. Не слышишь, не видишь - остро чувствуешь... Благодаря тебе, Саша.) Спасибо огромное за такую трогательную и глубокую рецензию!)


Аня, привет)
Я уж думал ты забыла меня.)
Спасибо за такое чуткое внимание)
Кстати, заголовок рецензии знаешь откуда? Почти цветаевский. Не даром она с её "попыткой комнаты и дома" мелькнула в рецензии.
Это строчки из письма между нею и молодым поэтом Гронским, трагически погибшем.

Теперь эти вещи - дорогие реликвии памяти. И место их хранения тоже приобрело новое, ещё более весомое значение.)

Здорово) Спасибо что поделилась, Ань.
Всегда интересно о таком читать.
Уснувшая роза.. чудесно)

Или такова расплата за титанический талант перед беспощадным лицом Вселенной?.. Грустно.

Ох уж это лицо вселенной..
Помнишь стих Пушкина? - Пока не требует поэта, к священной жертве, Аполлон...
Значит, жертва будет. И расплата будет. А до этого - лёгкая передышка. Жизнь.. и любовь.

Ань, возвращайся потихоньку в свою рутину, Бальзак остаётся жить свою эфирную жизнь где-то в ином измерении, а тебе пора…»

Я бы так тебе не сказал)

Анют, спасибо большое за такой очаровательный коммент)
Чудного розового вечера тебе)


Я уж думал ты забыла меня.)

Как я могу тебя забыть, Саш?) Это всё разъезды... Слегка выбили меня из колеи. Зато Любовник успешно прочитан.)

Это строчки из письма между нею и молодым поэтом Гронским, трагически погибшем.

Нежное эхо Марины... Несколько ударов сердца... Звучит, как многоточие медленно утихающей жизни. Красиво и грустно.

А до этого - лёгкая передышка. Жизнь.. и любовь.

Но чаще всего они же и таят преддверие к ритуалу расплаты. И последняя - особенно.)

Я бы так тебе не сказал)

Улыбнулась.) Это моё воображение такой финал нарисовало.) Оно у меня часто беспощадное.)

Милого вечера тебе, Саш.)


Зато Любовник успешно прочитан.)

Ура) Хорошие новости, Ань)
Надеюсь успешно, да.
С нетерпением жду твой бестселлер)

Оно у меня часто беспощадное.)

Помнишь что о зеркале тебе говорил?)

Доброе утро, Ань)
Чудесного дня тебе)


Привет, Саша.)

С нетерпением жду твой бестселлер)

Ужас.) Я чувствую, что в голове у меня такая буря мыслей, а на листочек падают только капельки слов...) Даже не думала, что так будет.)

Помнишь что о зеркале тебе говорил?)

И у тебя так же?) Моё воображение - лучший палач. Без посторонней помощи способно свести меня с ума.)

Солнечного дня тебе, Саша.)


Саша, какая рецензия получилась тёплая и пронзительно-личностная)) Особенно часть о тайнах между книжными страницами. Мне тоже любопытно находить порой нечто такое. Однажды из библиотечной книжки (которая, наверное, долгие годы пылилась невостребованной никем) выпала страничка чьего-то письма: листочек в клеточку, потёртые сгибы, выведенные перьевой ручкой чернильные буквы, а внизу дата - 1951 год. И хоть, как известно, читать чужие письма - верх неприличия, я не удержалась и заглянула краешком глаза в чужую жизнь.

прикован чёрной цепью к столу: у него нет личной жизни, свободы, счастья, детей… жизни нет: настоящий писатель..
Вместо коршуна, что витал над Прометеем — муза: она терзает не печень, а — сердце.

Очень яркий и выразительный образ. К Бальзаку подходит, особенно в свете его вечных долгов и необходимости писать нон-стоп. А вот к поэту пушкинского, моцартианского склада, да и к романтику - вряд ли применим.
Как тонко прочувствованы-переданы отношения Бальзака с Эвелиной Ганской)
Спасибо за чудесную рецензию))


листочек в клеточку, потёртые сгибы, выведенные перьевой ручкой чернильные буквы, а внизу дата - 1951 год. И хоть, как известно, читать чужие письма - верх неприличия, я не удержалась и заглянула краешком глаза в чужую жизнь.

Лика, хотите улыбнуться? Прочитал это а потом вашу цитату под этим строчками и.. мурашки: там была цитата из моей рецензии, а я с утра подумал, что это из вашего выпавшего из старой книги письма, и.. узнал свой текст, словно он был написан в 1951)
Спасибо что рассказали, люблю такие моменты)
Однажды в школе я написал девочке письмо любовное.
Пришлось спрятать в учебник, учительница шла.
Так вышло, что она взяла учебник и ... я увидел на её лице улыбку, когда она читала "учебник".
Словно ей написал письмо)

Спасибо вам за внимание, Лика)


Саш, прочитала рецензию несколько дней назад, хотела написать комментарий, но какие-то дела меня отвлекли))
Очень хорошо получилось) Бальзак, безусловно, достоин такого искреннего, как могли бы сказать французы, hommage)
Но вначале у тебя дань уважения не только Бальзаку, а всем книгам, которые нам были дороги в разное время и продолжают быть для нас важными. Трогательно)
И о Еве ты интересно написал. После твоей рецензии хочется узнать о ней больше...

и не раз говорил Еве, сжимая её в страстных объятиях, что лишь поэт может доставить женщине подлинное наслаждение, потому что в нём есть.. что-то женственное.

Хм... возникает вопрос, откуда нам это известно?))

Спасибо тебе за рецензию, Саш)


Бальзак, безусловно, достоин такого искреннего, как могли бы сказать французы, hommage)

Merci)

И о Еве ты интересно написал. После твоей рецензии хочется узнать о ней больше...

Да, интересная женщина. Там художник ей сделал комплимент, частый вообще: она несколько другая)
Есть портреты, где это видно. Но всё равно, видно, везде, что она была очаровательная, страстная и.. властная.)

Хм... возникает вопрос, откуда нам это известно?))

Мне Моруа об этом сказал)
Ник, да там просто. Сам Бальзак эту мысль использовал в разных местах: и в письмах и в романах..

Спасибо за милый коммент и внимание, Ника)


Тема Бальзака продолжается. Моруа был большой знаток его творчества. А как же вы любите книги....разумеется, это если верить написанному. Из написанного это очень сильно проглядывает. Какой же большой книголюб писал эту рецензию!

С Бальзаком произошло в конце жизни, похоже, то, что сейчас имеет название "кароши". Выработался и механизм остановился. Сгорел. Свою миссию он выполнил. А мне еще интересно, он ведь из тех немногих, кто писал сам, а не нанимал литературных рабов, как это делали Диккенс и Дюма.

Отличная рецензия. Благодарю за труд!


Какой же большой книголюб писал эту рецензию!

Ну, не такой уж и большой: я 65 кг вешу)

Даже не знал про этот термин - кароши.
Похоже на удар из карате..
Всё верно. А вот про Диккенса не знал, что и он баловался литературными рыбами.

Спасибо за внимание, синяя птица)