Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2021 г. 05:52

150

5

Довольно примечательная книга, которая остаётся актуальной даже спустя несколько лет после её выхода. Разумеется, хотелось бы прочитать обновлённую версию книги, но, даже не смотря на то, что книга 2007 года выпуска, ситуация в ритейле мало чем изменилась. Более точнее, ситуация с марками традиционных брендов и марками торговых сетей, кардинально не поменялась. Поэтому я считаю, что книга даже на сегодняшний день сохраняет свою актуальность.

Необходимо также учесть, что и книг на данную тему очень и очень мало. В моей библиотеке бизнес-литературы из несколько сотен книг, только две книги посвящены этой теме.

Итак, авторы посвящают всю книгу вопросу борьбы между марками торговых сетей и марками традиционных брендов. Как правильно замечают авторы, до недавнего времени традиционные бренды вовсю доминировали в розничной торговле. Однако начиная с конца XX века и начала XXI ситуация коренным образом меняется. И главной причиной этого стало появления магазинов типа Walmart, который предложил совершенно новый вид торговли, новую бизнес модель. Теперь товары стали продаваться не только в разы дешевле, но и появились супер игроки, которые своим весом или своим масштабом стали диктовать условия своим поставщикам. Т.е. не только фермеры подпали под диктатуру крупных торговых сетей, но даже такие компании как P&G. Ведь у крупных торговых сетей имеется в распоряжении такой важный рычаг, как право дать и право отобрать место на полке. А учитывая, что подавляющее количество людей посещает только эти немногие крупные торговые сети, сети типа Walmart получили фактически монопольную власть. Ведь получается, что если сети не выставляют на полках определённые бренды, то этих брендов как бы и не существует (для покупателей, а значит и для рынка в целом). Откуда потребитель узнает об их существовании, если их нет в магазинах? Да, очень дотошные могут найти их в Интернете или в каком-то небольшом магазинчике, но большинство людей о таком бренде или брендах никогда не узнает. Т.е. торговые сети, в связи с их размерами, получили огромную власть и как следствие, огромные денежные потоки. И что же они сделали с этими денежными потоками? Они подумали: зачем выставлять на полки товары чужих компаний, если можно заполнить все полки товарами собственного производства. Учитывая, что многие такие товары создаются на тех же самых заводах, что и товары традиционных брендов, стратегия видится беспроигрышной. Действительно, и авторы пишут об этом, приводя итоговые результаты опросов, в которых разница между марками традиционных брендов и марками торговых сетей не то что минимальна, а в некоторых случаях марки торговых сетей выигрывают у марок традиционных брендов. Но тут есть загвоздка, о которой так же пишут авторы. У торговых сетей нет возможности создавать абсолютно новые товары или улучшенные версии прежних товаров, а так же нет возможности рекламировать их ведь купить-то их можно будет только в определённых торговых сетях (в отличие от тех же брендов компании P&G). Следовательно, инновации и маркетинг, являются главными орудиями в борьбе против марок торговых сетей. Хотя, не только это.

Вот обо всём этом, но более подробно и пишут авторы книги. Я хочу сразу предупредить, что книга читается тяжело. Т.е. человеку, который никак не связан с темой маркетинга и/или розничной торговлей я бы не рекомендовал браться за эту книгу, ибо шансов, что он прочитает её полностью, не так и много. Плюс, книга довольно монотонна, а сам текст довольно сложен. Тем не менее, книга затрагивает важнейший вопрос в сфере ритейла, который остаётся актуальным и посей день.