Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

2 сентября 2021 г. 09:49

470

5 Странные люди странной земли

Одно из любимых ощущений, когда спокойно входишь на территорию нового для себя автора без всяких ожиданий. И уже через несколько страниц ты целиком и полностью ему предан. А в сборнике Марии Ботевой «Мороженое в вафельных стаканчиках» сразу три повести, и одна не похожа на другую, но все удивительные.

Сразу видно, что Ботева – мастер коротких дистанций. Даже в небольших по объему текстах она не держит долго сюжетную линию. Художественная реальность дробится на микрорассказы, пересобирается, будто конструктор. Но возможности читателя ограничены – и в этом случае это отлично! – потому что должна получиться определенная картина мира. Мира, где есть место чуду и чудаковатости, реализму и сюрреализму. Персонажи Ботевой дышат одним воздухом с нами, но думают и поступают немного как инопланетяне.

Вот в заглавной повести рассказчица – вроде бы подросток, но нет-нет и собьется на взрослую интонацию. А повествует она о своем чрезвычайно странном семействе, взахлеб, нервозно, но с большой любовью и иронией. Если пересказывать все отношения, которые возникают между персонажами, то создастся ощущение болезненного бреда. В самом деле, что это за никчемный отец, который исчезает на месяцы из дома и возвращается как ни в чем ни бывало? Что это за приблудившиеся подростки, одна - убежала и потеряла маму, другой – ушел из интерната? И вот что удивительно – за этим гротеском, сюрреализмом возникает своего рода магический реализм. Конечно, многие ситуации «Мороженого в вафельных стаканчиках» практически невозможны в социальной действительности, их плотность – плод художественного воображения. Но как же захватывающе этот ракурс заостряет суть человеческих отношений, семейных и общественных связей. За кажущемся распадом семейной системы обнаруживается глубочайшая любовь друг к другу, взаимопонимание и прощение, уважение к личным границам. Даже социальная система сдается перед этой энергией. Глянцевые плакаты с улыбающимся во весь рот семейством – бессовестная фальшь. Настоящая семья не та, что получает медали от государства за многодетность, а которая способна влюбить в себя даже соседей. Конечно, Ботева антипедагогична, это своеобразный троллинг клише об образцовой семье. Но он создан не для бунта или отрицания устоев, а чтобы показать возможности свободы и искренности.

Тему свободы продолжает повесть «Школа на Спичке». Ее героиня уходит из привычной школы, практически из семьи, в компанию поисковиков. Компания подростков во главе с учителями – тоже чудаки, не замечающие бытовизма окружающего мира, проводящие все свое время на открытых пространствах. Обычные школьные истории о дружбе и предательстве, влюбленности и конфликтах с учителями Ботева переносит в непривычную среду, на людей с нестандартными интересами. У повести есть особая сумрачная атмосфера – заброшенные здания, леса, постоянное ощущение напряжения и опасности. Как и невеселые размышления героини, это метафора состояния подростка в переходный период, когда окружающий мир вдруг теряет краски, как в иллюстрациях Тимофея Яржомбека к книге. Всё кажется предельно простым и в то же время неясным, негибким, болезненным. Но Ботева и ее истории не растравляют травмы, а наоборот, очень аккуратно подводят к выходу из тревожного состояния. К переходу от индивидуализма и замкнутости, сопротивления и настороженности к компанейству, к принятию чувств и индивидуальности другого.

Об индивидуальностях и попытках сближения короткая повесть Ботевой «Место празднику». Язык писательницы, в своей игровой юродивости напоминающий Андрея Платонова, здесь достигает высокой точки. Герои спрятаны за обобщенными масками, но они интеллектуальные маргиналы, с набором странностей в поведении и интересов. Они не бросают вызов среде, но и не пытаются к ней пристроиться. Им бы разобраться в чувствах друг к другу. Хотя, конечно, окружающий мир живет по своим правилам и не всегда готов мириться с их девиантным, по общепринятым меркам, поведением.

Художественные особенности языка Марии Ботевой не самые удобные, да еще при отсутствии захватывающего сюжета, какими изобилуют другие подростковые книги. Но заслуга писательницы в том, что она готовит читателя к вхождению в большую мировую литературу, где много трудного и беспощадного. Это немного болезненное, но сочувствующее расставание с простыми красками детства и порог новых оттенков. Повести Ботевой не просто о правилах жизни, но и о литературе как искусстве.