Больше рецензий

extranjero

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 января 2013 г. 23:55

1K

4

Экзистенциальные шуточки нынче в моде, ведь это такой забавный повод для рефлексии. Пожалуй, оставим за скобками мрачные прибаутки одиноких юнцов с кучей свободного времени и любовью к сложностям. Ведь в романе Камю речь идёт о других людях и обстоятельствах.

Перед мысленным взором читателя расстилается душный городок, в который приходит Чума. Привычный ритм жизни нарушается. Теперь не надо идти на работу; не уедешь в отпуск из-за карантина; не пожалуешься на больную спину, потому что где-то за стенкой сейчас наверняка кто-то умирает. Все жители города оказываются в неловком положении: смерть бьёт всех без разбора, и вполне возможно стать её жертвой. И никуда от этого не убежать, не уехать. О чём же тут думать, как не о смысле жизни? И где ещё, как ни перед лицом смерти, проявляется истинная природа человека? А так как природа у всех разная, рассмотрим персонажей в отдельности.

1. Доктор Риэ – главный герой книги, причём фраза «главный герой» указывает не только на его положение в сюжетной канве, но и на его сущность: всю книгу он только и делает, что героически борется с болезнью. Для него с приходом чумы лишь меняется привычный ритм: как и раньше, Риэ продолжает лечить, только вот больных стало больше. Сердце его по-прежнему остаётся в горах, вместе с больной туберкулёзом женой. Такие люди, как правило, легко переносят невзгоды, потому что терять им нечего, становятся верными и сочувственными товарищами, потому что всегда рады разбавить своё одиночество, и во многих делах проявляют недюжинную ответственность, потому что страсти проходят мимо, а повседневная работа для них - лишь способ проводить время. Пожалуй, остановимся на хорошей ноте, и не будем заниматься кухонным психоанализом и лезть доктору в душу, потому что счастья мы там всё равно не найдём.

2. Гран – маленький человек, ничего из себя не представляющий, ведущий незаметную жизнь. Внутри у него пустота, а достичь величия того же Риэ ему мешает маленькая душонка. Он пытается написать книгу, но не осмеливается продвинуться дальше первой строки. Но он из тех, кто исправно будет выполнять те дела, которые не требуют принятия решений.

3. Рамбер – счастливый в любви журналист, в ряду мрачных персонажей этой книги словно белая ворона. Тот человек, в душу которого можно и заглянуть: ведь там свет и радость, любимая жена, работа и всё такое. Приехав в город на пару дней, он становится жертвой карантина. Его реакция становится вполне естественной: это всего лишь недоразумение, несчастливая мелочь, которую можно легко решить. Он всеми силами пытается разобраться с этим делом и отмести в сторону эту каверзную мелочь, однако она разрастается и застилает собой всё. Таким как он, подобные обстоятельства здорово разрушают жизнь. Однако же, он смог набраться мужества.

4. Жан Тарру – мистическая и подозрительная фигура в романе. Чума начинается с его приездом в город. Всю книгу он ведёт дневник, на основе которого потом и была написана данная книга (не по-настоящему). У него нет семьи и прошлого, и он просто проживает дни в городе. Но весь стиль его жизни говорит о том, что у него есть некая цель, которой он следует. Забегая вперёд, скажу, что он хотел стать святым, что бы это ни значило.

5. Коттар – загадочный псих, бывший нелюдимом до Чумы, пытавшийся покончить жизнь самоубийством, с приходом болезни ставший спекулянтом. Всеобщее горе его преображает. Он становится весёлым и приятным в общении, постоянно вращаясь в вечернем обществе. Незначительный и демонический персонаж.

Какие из всего этого можно сделать выводы? Судьба каждого персонажа сложилась сообразно его характеру; несчастье помогает выжить, но непонятно, зачем; счастье хрупко, и чтобы его отстоять, требуется мужество. Ну и так далее.
Стиль романа хочется сравнить с великолепным архитектурным сооружением. Единство, хорошая работа с деталями, а главное – великолепная композиция. Роман читаешь так, словно осматриваешь фасад огромного здания, скользя взглядом от одной детали к другой, от одного события к другому. Ты не бежишь по тексту словно по захламлённому коридору в погоне за морковкой интриги. Тут вся интрига раскрыта в названии.

А ещё я в очередной раз убедился, что Камю лучше Сартра. Камю гораздо лучше пишет, его экзистенциализм очень человечный, и я думаю, растёт корнями из личного опыта писателя. Поэтому Камю – хороший писатель и большой человечище, а Сартр – кабинетный пидор с изжогой головного мозга.

Ветка комментариев


Нда,начавшаяся учёба плохо влияет на мой мозг) Пардон)