Больше рецензий

alchwort

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2021 г. 16:25

784

5 Жизнь – единственный учитель

Если человеческую душу уподобить арфе, то романы Германа Гессе в таком случае будут нежными руками кроткой девушки-музыканта, что едва касаясь струн, издают волшебные звуки и уносят сознание куда-то высоко в небесные сферы. Уже в дебютном романе "Петер Каменцинд" проступают очертания того, что вскоре выкристаллизуется в подлинный гений Гессе.

Знаете, есть книги развлекающие нас интересными историями. Кроме них пишутся произведения, отзеркаливающие целые эпохи или становящиеся увеличительным стеклом, направленным на одного конкретного человека, будь то великий деятель или скромный обыватель. В этом плане Герман Гессе стоит немного в стороне. Он не создает мир и не пытается без потерь запечатлеть знакомую реальность. Его интересует человек. Не в масштабе конкретной личности, а вообще. Человек как феномен. Несмотря на то, что его романы основаны преимущественно на "немецком" материале, их содержание апеллирует к общечеловеческим ценностям, к тем универсалиям, которые определяют жизнь каждого из нас. Благодаря этому книги Гессе - это всегда путешествие вглубь самого себя. Чем честнее читатель будет перед самим собой, тем более глубокая связь возникнет между ним и автором.

Становясь старше, я ловлю себя на мысли, что вместе со зрелостью ко мне приходит сентиментальность. Не выспренное юношескими порывами чувство, а скорее едва уловимое, кроткое ощущение сродни той невидимой тоске, что испытываешь, глядя на пасторальные пейзажи.

Человек всю жизнь себя ищет и пытается понять. Кто-то задает себе такие вопросы прямо, но есть и те, кто общается с собой недомолвками, завуалированными знаками и вообще старается заглушить собственный внутренний голос. Последним вряд ли книга Гессе окажется очень полезной. Ей вроде бы и характерно романтическое настроение, но оно резонирует не с биением сердца, а именно с мытарствами неокрепшего или, напротив, настрадавшегося духа.

Эта книга о поиске юношей своего места в мире. Роман воспитания, избегающий нравоучений. И ценность истории отнюдь не в тех уроках, которые извлекает из себя оступающийся Петер. Главное здесь то, что путь главного героя - это не выхолощенная сюжетная линия, а слепок жизни, проживаемой практически каждым из нас. В небольшом романе Гессе откинул все лишнее, вынес за скобки ненужные детали и подробности, что частенько становятся объектами пристального внимания иных литераторов, и сосредоточился на главном.

Первостепенное для Гессе само таинство жизни, вступающее в противоречие с тем, что мы сами думаем о ней. И если жизнь это река, то человек зачастую считает своим долгом ее пересечь. Ему грезится другой берег, который вполне может оказаться миражом. Человек строит плот, лелея мысль о прямом пути, в то время как само предназначение реки не разделять два участка суши, а течь. Не имеет значения откуда и совершенно неважно куда. Мы сражаемся с обстоятельствами и осаждаем замки своих надежд, думая что в этом и есть наша суть. Но жизнь по Гессе это не борьба и даже не поиск. А скорее бесконечный цикл потери собственного я и его последующего обретения.

Петер Каменцинд познает не мир и не другого, а только лишь себя. Эта мысль распускается в романе бутонами простых, но очень честных и возвышенных рассуждений, к которым сложно оставаться равнодушным ведь об этом думал или продолжаешь думать сам. В этом смысле роман Гессе в какой-то степени воспринимается возвращением к себе, к чему-то, что когда-то испытывал. И это родство с главным героем, через оптику которого автор транслирует важный переход от юношества к зрелости, делает книгу очень близкой к читателю. История Каменцинда перестает казаться романом от первого лица и превращается в письмо старого друга. Послание от себя прошлого себе настоящему, преисполненное меланхолии и в то же время надежды.

Рецензия в моем блоге